Виток истории
28.03.2012 Галина Резник
Австралия вводит налог на сверхприбыли горнорудных компаний — с 1 июля чистая прибыль крупнейших добытчиков железной руды и угля заметно снизится.
Правительство Автралии рассчитывает, что налог пополнит бюджет примерно на 11 млрд. австралийских долларов. Однако пока неясно, насколько продолжительным окажется действие такого налога. Стоит напомнить, что из-за попыток его ввести один премьер уже расстался со своим постом. И если бывший глава правительства — весьма популярный политик Кевин Радд тихо ушел в отставку — как с поста премьера, так и с поста председателя Лейбористской партии, которую он и привел к власти, то сумеет ли его преемница Джулия Гиллард удержать бразды правления — большой вопрос. Ей опасна не так оппозиция, как горнорудные гиганты BHP Billiton, Xstrata и Rio Tinto, которые не хотят потерять огромные прибыли.
В принципе после того, как в 2008 году разразился глобальный кризис, идея Радда ввести 40%-ный налог на сверхприбыли была вполне целесообразной. Но по мере ее продвижения самый популярный политик страны быстро терял доверие электората, причем это происходило всего за несколько месяцев до парламентских выборов (финансирование кампании протестов обошлось добывающим гигантам в 22 млн. долларов — сущие мелочи по сравнению с потерями в случае введения налога). Его настойчивость в этом отношении была чревата для лейбористов потерей власти, поэтому Радда “ушли” свои. Новым премьером стала его заместитель Джулия Гиллард — впервые в истории страны этот пост заняла женщина. Она тут же вступила в переговоры с горнорудными гигантами, которые охотно приняли “мирные предложения”.
Итак, стороны пришли к обоюдному согласию — ставка налога была снижена до 30%, внесен ряд других поправок (всего 96 пунктов). В частности, налог будет взиматься только с компаний, добывающих железную руду и уголь, годовая прибыль которых превышает 75 млн. долларов, что выводит из-под удара малый бизнес. Налог затронет около 320 компаний Австралии, но 85% нагрузки придется на BHP Billiton, Xstrata и Rio Tinto. Ставка будет уменьшена до 29% в 2012-2013 годах, однако дальнейшее снижение будет возможно лишь при изменении финансово-экономической ситуации. Законопроект был утвержден нижней палатой парламента (при поддержке Партии зеленых) 23 ноября 2011 года, а в марте нынешнего его приняла верхняя палата — Сенат. Закон Mineral Resource Rent Tax (MRRT) был принят с небольшим перевесом голосов (38:32) и вступит в силу 1 июля 2012 года.
Аналитики подсчитали, что австралийская горнорудная промышленность может в результате действия MRRT утратить до 30% прибылей. Рейтинговые агентства предсказывают, что новый налог усилит беспокойство инвесторов относительно надежности капиталовложений в этот сектор. Разумеется, Australian Association of Mining and Exploration Companies (AMEC) бурно критикует MRRT, указывая, что налог подорвет конкурентоспособность Австралии на международных рынках и сократит приток в страну иностранных инвестиций. По мнению AMEC, налог нанесет серьезный удар по репутации Австралии как страны с благоприятным бизнес-климатом.
Компания Fortescue собирается подать иск в Верховный суд с требованием отменить закон на том основании, что он противоречит конституции Австралии.
Правительства либералов в штатах Западная Австралия и Новый Южный Уэльс, подконтрольных оппозиции, заявили об отказе подчиняться рекомендациям Гиллард, которая пожелала, чтобы они не повышали роялти на горнорудный экспорт. Это еще больше урежет доходы центральной власти от MRRT, поскольку в сделке Гиллард с горнорудными гигантами оговорены гарантии освобождения их от любых повышений роялти штатов.
Тони Эббот, лидер оппозиционной Либерально-национальной коалиции, голосовал против всех предлагавшихся снижений корпоративного налога, поскольку они являются частью пакета MRRT, который он обещает отменить.
А самым примечательным стал демарш австралийского горнорудного магната, миллиардера Клайва Пэлмера, который созвал пресс-конференцию и объявил, что действиями “Гринпис”, поддерживающих MRRT и налог на выбросы углерода, руководит Центральное разведывательное управление (ЦРУ) США. По словам Пэлмера, США заинтересованы в развале угольной промышленности Австралии и организовали “заговор”, который имеет целью предотвратить расширение отрасли. Магнат утверждает, что план соответствующей кампании изложен в отчете “Гринпис” и других “антиугольных” групп, который так и называется “Предотвращение бума угольного экспорта из Австралии”. Размахивая копией отчета, Пэлмер заявил, что речь идет о заговоре, который финансируется ЦРУ и Фондом Рокфеллера.
Разумеется, автор отчета Джон Хепбурн и его соратники возмущенно отрицают эти обвинения. Хепбурн говорит, что действует из идейных соображений — его никто не финансирует. При этом он заявил: “Сейчас масштаб и скорость бума угольного экспорта вышли из-под контроля. Угольный проект Клайва Пэлмера China First разрушит природный оазис Bimblebox, а этот проект — часть его плана создания крупнейшего в мире угольного порта Abbot Point, который будет расположен в районе Большого барьерного рифа”.
Все это напоминает старый анекдот: “То ли он украл, то ли у него украли, но неприятный осадок остался”. Однако ситуация в целом отнюдь не смешна.
Источник: Украинская Ассоциация Сталеплавильщиков