НОВОСТИ МЕТАЛЛУРГИИ

Третий пошел

28.06.2011 Галина Резник

Японские корпорации Nippon Steel и Sumitomo Metal Industries завершили переговоры о слиянии и начинают процесс объединения.

Nippon Steel & Sumitomo Metal Corp. займет второе место в мировой табели о рангах и изрядно потеснит корейских и китайских конкурентов на рынках Азии.

Традиционный японский деловой менталитет препятствует консолидации — западные бизнес-модели с большим трудом приживаются в стране Восходящего Солнца. Именно по этой причине объединение первого и третьего производителей страны — только третье слияние за всю историю сталелитейной отрасли. Дело в том, что в течение многих десятилетий основу экономики Японии составляли дзайбацу — крупнейшие семейные компании, которые фактически являлись монополистами в различных отраслях. Традиционная структура японской экономики была разрушена американскими оккупационными властями после Второй Мировой войны.

Тем не менее осколки дзайбацу и сейчас продолжают тянуться друг к другу. Собственно так и была создана Nippon Steel. Корпорация была сформирована в 1970 году компаниями Yawata Iron and Steel и Fuji Iron and Steel, которые до 1945 года входили в дзайбацу Japan Iron and Steel. Однако Nippon Steel тут же получила проблемы, которые появляются у всех компаний, решившихся на объединение: сотрудники партнеров по слиянию не спешат переносить свою лояльность на укрупненную фирму и активно враждуют с персоналом бывшего конкурента. Поэтому Nippon Steel годами разводила сотрудников, лояльных Yawata и Fuji, по разным подразделениям, и до сих пор при выборе президента обязательно соблюдает строгую очередность между выходцами из Yawata и Fuji.

Аналогичные проблемы до сих пор приходится решать банку Bank of Tokyo-Mitsubishi, сформированному в 1996 году в результате слияния Tokyo Bank с Mitsubishi Bank, Nissan Motor и другим укрупнившимся японским компаниям. Например, Nissan Motor до объединения с французской Renault “прославилась” жесткой внутренней конкуренцией. В 1966 году Nissan, в то время — вторая по величине автомобильная компания Японии, произвела слияние с Prince Motor, занимавшей четвертое место в иерархии автопрома, но даже в 1980-х старые сотрудники продолжали носить бейджики Prince или Nissan.

Тем не менее, кризис — убедительный педагог, и в 2002 году компании Kawasaki и NKK, серьезно пострадавшие от азиатского финансового обвала и последовавшего за ним сжатия экспортных рынков, решились двинуться по пути, проложенному Nippon Steel. Низкие цены на сталь и перепроизводство внутри страны обеспечивали мощный стимул к консолидации, и NKK с Kawasaki объединились, создав второго по величине сталепроизводителя Японии — JFE Holdings. Партнеры раскрыли друг другу технологическую информацию, оптимизировали инвестиционные программы, консолидировали производство. Соответственно, повысилась эффективность и открылись возможности радикального сокращения затрат. При этом обнаружилось, что различие корпоративных культур партнеров вполне преодолимо — во всяком случае JFE преодолела трения между персоналом NKK и Kawasaki значительно быстрее, чем Nippon Steel между Yawata и Fuji. Разумеется, топ-менеджеры партнеров соблюдали предельную осторожность, и если президентом JFE стал президент NKK Йоити Шимогайти (Yoichi Shimogaichi), то председатель правления Kawasaki занял этот же пост в новой корпорации. И уже в 2004 году корпорацию JFE Holdings стали воспринимать как удачную модель координации мегаслияния.

Вероятно, пример JFE сыграл не последнюю роль в принятии решения Nippon Steel и Sumitomo о слиянии. Однако главное — кризис, который набирает силу в Европе и вот-вот перекинется в США. Экспортные рынки Японии становятся менее емкими, автомобильные компании и другие экспортеры высокотехнологичной продукции уменьшают закупки материалов и прилагают огромные усилия к сокращению затрат. Соответственно, сталелитейным компаниям страны становится все труднее вести переговоры с этими консолидированными заказчиками. Более того, чтобы компенсировать убытки, обусловленные высоким курсом йены, автомобильные компании вполне могут переключиться на закупки более дешевого листа у корейской Posco и китайской Baosteel. При этом Toyota, Nissan и другие крупные потребители стальной продукции активно перемещают производство в развивающиеся страны, например — в Индию, используя сталь местных поставщиков.

С другой стороны, на монополизированном рынке железной руды пока не просматривается тенденция к снижению цен. То же происходит и с коксующимся углем. Понятно, что в ближайшие годы ситуация останется весьма неблагоприятной для потребителей сталелитейного сырья. Их маржа продолжит сокращаться.

Комбинация этих факторов и успешный пример JFE привела к третьему слиянию в истории сталелитейной отрасли Японии. В феврале Nippon Steel и Sumitomo объявили о планируемом объединении, а сейчас они завершили переговоры о коэффициентах, с которыми акции партнеров будут обмениваться на ценные бумаги новой компании. Процесс объединения начнется 1 октября.

Эксперты, японские политики и правительственные чиновники приветствуют эти планы. По словам аналитика CLSA Джереми Кэпрона, у новой группы есть очень неплохие шансы стать весьма конкурентоспособной на азиатских рынках. По мнению эксперта, у компании, предприятия которой в 2010 году суммарно выплавили 48,3 млн. тонн стали (данные — World Steel Association), будет самая лучшая в отрасли продуктовая линейка, включающая конструкционную сталь, автомобильный лист, толстолистовую сталь и бесшовные трубы. К тому же Nippon Steel может серьезно поспособствовать сокращению затрат Sumitomo. Джон Мейер, аналитик лондонского инвестиционного банка Fairfax, заявил: “Это — два промышленных гиганта. Результат их слияния превзойдет все, что способны сделать китайцы. Интеграция включает технический опыт обеих компаний в производстве продукции лучшего качества. Другие производители не смогут конкурировать с такой эффективностью в производстве и сервисе”.

Более того, эксперты уверены, что слияние Nippon Steel и Sumitomo послужит толчком к дальнейшей консолидации сталелитейной отрасли Японии. В этом смысле особое внимание привлекает Kobe Steel, четвертый производитель Японии. Именно эта компания окажется на перекрестке интересов, считают аналитики Citigroup. По мнению Тосиюки Джоно, аналитика из Токио, объединение Nippon Steel и Sumitomo поможет японским производителям вернуть прибыльность, которую они теряют, начиная с 2003 года, и сделает дальнейшую консолидацию отрасли неизбежной: слияние изменит правила игры в японской сталелитейной отрасли и станет спусковым крючком нового раунда консолидации.

Разумеется, Nippon Steel и Sumitomo могли бы охотно привлечь к своему альянсу Kobe Steel, с которой обе компании сотрудничают с 2002 года — с тех пор, как была создана JFE. Однако вряд ли сделку в таком формате утвердит японский антимонопольный регулятор Fair Trade Commission. С другой стороны, Kobe Steel едва ли долго сможет сохранять независимость — к этой компании уже давно присматривается JFЕ.

Источник: УкАС


ДРУГИЕ НОВОСТИ МЕТАЛЛУРГИИ НА UAS.SU:

27.09.2011
27.09.2011
26.09.2011
26.09.2011
23.09.2011
22.09.2011
22.09.2011
21.09.2011
20.09.2011
20.09.2011
19.09.2011
19.09.2011
16.09.2011
15.09.2011
15.09.2011
14.09.2011
14.09.2011
13.09.2011
13.09.2011
12.09.2011
12.09.2011

СТАТЬИ

ПОПУЛЯРНОЕ

КОНФЕРЕНЦИИ

КНИГИ