Как олигарху стать респектабельнее
23.03.2011 Виктор Ригидный
Наблюдая за массовым нашествием в Лондон нуворишей со всего мира, британский The Economist составил саркастическое руководство для обладателей сомнительных капиталов. Итак, как же все-таки стать достойным членом общества?
Как выясняется, это не так уж и трудно. Ведь и в британском обществе многое покупается и продается. Правда, за очень большие деньги, которые необходимо вкладывать с умом. Этой теме посвящен метериал, который публикует The Economist.
“Представьте картину, написанную по мотивам жизни в какой-нибудь непопулярной стране. Представьте себя богатым нефтепромышленником Ближнего Востока или жуликоватым магнатом из некогда коммунистической страны. Вам хочется, чтобы семья ходила в магазины, инвестировала, общалась и училась в лучших и богатейших уголках планеты. Да и сбежать туда, если вдруг понадобится. Однако Вы этого не заслуживаете и никогда не заслужите: потому что не сумеете остановить пытки, разрешить критику, строго следовать закону и никогда не запускать руку в народный карман.
К счастью, респектабельность можно купить. И Вы только что об этом узнали. Начинать нужно с Лондона, который, помимо прочих преимуществ, обладает жестким антидиффамационным законодательством, грозящим пронырливым журналистам длительными дорогостоящими судебными тяжбами. Вокруг — кишмя кишат услужливые банки, юридические компании, бухгалтеры и специалисты по связям с общественностью.
Законы против отмывания денег лишь вызывают раздражение у новых клиентов. Раньше с этим было проще — как разбить свинью-копилку. Сегодня стало немного сложнее. Неразборчивый банкир с хорошими связями легко станет лучшим другом. За скромную плату. Вы поставите его во главе некоторых очень прибыльных транзакций Вашей компании или страны. В качестве ответного жеста он проведет Вас на первый уровень, где состоится знакомство с юристом, способным запугать критиков и конкурентов, и счетоводом, который сделает ваши бухгалтерские книги пусть мутными, но легальными.
Следом идет стадия добродетельной социализации и хороших дел. Сорвите банковскую упаковку с купюр и бросьте их туда, где тусуется элита мира культуры: в большую картинную галерею, оперный театр или помогите немного музыкантам с Вашей родины. Пожертвования сделают Вас более известным и почитаемым. Попробуйте профинансировать какую-нибудь премию ЮНЕСКО или иной международной организации. Поддерживайте мероприятия с участием ветеранов войны и больных детей. Давайте деньги на спорт, но не переусердствуйте — широкие народные массы мудрее элит: совсем скоро они раскусят слишком щедрую попытку купить популярность.
Шлите своих детей в аристократические британские школы. Показывайте свое гостеприимство их друзьям. Однажды они очень пригодятся. Приглашайте в гости их родителей. Они влиятельны уже сегодня. Совсем скромные выплаты привлекут на Ваши вечеринки совсем нескромных звезд. Очень круто найти кого-то из королевских и приближенных к двору кругов: это привлечет как британцев, так и жителей континента. Даже у самых стойких слабеют колени при мысли о встрече с кем-то, на ком лежит пусть слабый, но монарший отблеск.
Многим из хороших парней по душе шикарный стиль жизни, но они не могут себе его позволить. Предложите им сделку: оплачивайте вертолеты, проституток и моделей, а они в свою очередь введут Вас в свой социальный круг и поделятся толикой звездной пыли. Потребуется терпение: вечеринки обычно скучны, а гости на них безвкусны и жадны.
Построение репутации очаровательного и щедрого хозяина может занять несколько лет, но стоит только познакомиться с этими людьми лично, как им станет невероятно трудно увидеть в Вас убийственного монстра или вороватого головореза. Хорошим подспорьем в этой игре станут яхты, частные самолеты, скаковые лошади, лыжные шале и особняки на курортах.
Будучи защищенным социально и культурно, можно попробовать приблизиться к жадным до денег учебным заведениям и мозговым центрам. Хорошей комбинацией можно назвать аналитический центр в Вашингтоне, округ Колумбия, и какой-нибудь лондонский университет. Оксфорд или Кембридж будут побогаче, но они при этом выбирают у кого брать деньги, а у кого — нет. Пакетное соглашение должно получить емкое и соответствующее своей высокой миссии название, которое бы соотносилось и включало в себя что-то стратегическое, жизнеспособное и этичное.
Вы думаете, я воняю
По поводу титулов. Стоит организовать почетного доктора для себя и PhD для своих юных родственников. Это будет не так уж и обременительно. Лоббистская компания поможет с исследованиями. Жидкое финансирование мозговых центров делает их сговорчивыми и приведет к тому, что они будут буквально на Вас молиться, а это дорогого стоит — они намного более влиятельны, нежели университеты. Большинство входящих в них экспертов самостоятельно собирают деньги в собственные фонды. Несколько миллионов, потраченных на то или на это, почти ничего не значат для Вас, но для экспертов и их программ такие деньжищи — спасательный круг.
Спонсорская деятельность не только сделает Вас умнее и вдохновит народной поддержкой, но и изменит направленность академических споров. Если Вы праведный мусульманин, будет Вам известно, что дискуссионный фокус на таких непротиворечивых предметах, как исламская архитектура, каллиграфия и поэзия позволит и дальше с легкостью избегать вопросов по поводу происхождения денег. Но ни в коем случае не критика противоречащих друг другу текстов раннего и позднего Корана! Если Вы из России, то поддержите тех, кто призывает к “перезагрузке” отношений с Америкой, и платите тем, кто осуждает экс-советские государства-спутники, называя их бесполезными и бездонными бочками. Если Вы из нефтяной или газовой индустрии, стоит оплатить критику исследований, которые подрывают устои конкурентного права в области энергетических ресурсов.
После этого настанет черед медиа. Щедрая реклама в мейнстримовских ежедневках — хороший вариант для поиска новых друзей. Никто не станет читать все эти шикарные приложения, где будут превозносить Ваши воображаемые достоинства и скрывать реальные недостатки, но газетные менеджеры будут счастливы. Было бы слишком ожидать от них давления на журналистов (пусть это и может случиться), но Вы сразу почувствуете, насколько легче станет доносить свою точку зрения. Роскошные пресс-туры — легкий путь сделать сердца теплее, а мозги мягче. Можно также организовывать конференции, где модерирующие журналисты и панелисты станут получать высокие гонорары. И скоро они сами станут подкидывать Вам идеи.
Теперь настало время приблизиться к политикам. В большинстве богатых стран иностранцам очень трудно или даже незаконно напрямую давать деньги политикам или партиям, но можно ведь и просто “смазать колеса”. Участие политика в совете директоров Вашей компании в качестве независимого директора может привести к существенным подвижкам в его взглядах. Приглашайте отставных политиков и официальных лиц в качестве спикеров на Ваши мероприятия и консультантов в Ваших проектах: мир будет полниться слухами и те, кому скоро выходить на пенсию, будут держать в уме Ваши интересы. Очень хорошо создать какой-нибудь консультационный совет, напичканный влиятельными иностранцами. Лучше ничего им не говорить о том, чего именно Вы хотите. Как, впрочем, и то, что Вы не нуждаетесь в их советах.
Респектабельность за рубежом сделает Вас более привлекательным в глазах своих сограждан. Она деморализует критиков и разрушает их веру в то, что западные медиа, политики, ученые и общественная жизнь достойны восхищения.
Ваше развитие от злодея к герою не всегда будет идти гладко, особенно если вдруг придется начать убирать оппонентов, но как только прозвучит сигнал тревоги — союзники тут же встанут на защиту. Ручной ученый напишет колонку, а благодарная за размещение рекламы газета опубликует ее на своих страницах. Ваши фанаты всегда могут заявить, что существует кто-то, кто еще хуже, и Вы как минимум меняетесь, если уже не совершенно изменились в лучшую сторону. Несколько ссылок на американских баронов-грабителей — таких, как Джон Пирпойнт Морган, будут содействовать успеху. Равно как и издевательские отсылки к какому-нибудь далеко несовершенному западному лидеру вроде Сильвио Берлускони. В конце концов, никто не любит лицемерия”.
На изображении — шарж на бизнесмена Виктора Пинчука (New Yorker, 21 декабря 2009).
Источник: УкрРудПром
ДРУГИЕ НОВОСТИ МЕТАЛЛУРГИИ НА UAS.SU: