Кто-то находит, кто-то теряет
05.03.2011 Виталий Шимкович
Российская “Северсталь”, наконец, нашла покупателя на большую часть своих активов в Северной Америке.
Завод Sparrows Point и предприятия бывших компаний Wheeling Pittsburgh и WCI Steel совокупной мощностью 7,5 млн. тонн стальной продукции в год покупает инвестиционная компания Renco Group, работающая на рынке частных ценных бумаг и контролирующая ряд активов в оборонной, горнодобывающей и металлообрабатывающей отраслях США. Кроме того, в новую компанию RG Steel, которую основывает Renco, войдут по 50% акций коксохимического завода Mountain State Carbon и производителя оцинкованной стали Ohio Coatings. Таким образом, RG Steel станет четвертым по величине производителем плоского проката в США.
Сумма сделки, которую планируется закрыть в марте, составляет около 1,2 млрд. долларов и включает выплату 125 млн. долларов наличными и 100 млн. долларов векселем, а также покрытие долгов Severstal North America на сумму 317 млн. долларов и прочих обязательств российской компании в объеме около 650 млн. долларов. Таким образом, “Северстали” эта сделка принесет крупные убытки: в 2008 году, на пике подъема, все эти активы были приобретены российской корпорацией более чем за 2,4 млрд. долларов.
Продажа получила полное одобрение со стороны профсоюза United Steelworkers и местных властей. Руководство Severstal North America с самого начала не смогло найти общий язык с профсоюзом, представители которого неоднократно высказывали свое разочарование стилем управления, продемонстрированным российскими менеджерами. В последнее время большая часть выставленных на продажу мощностей вообще простаивала.
В собственности “Северстали” в США, помимо пакетов акций Mountain State Carbon и Ohio Coatings, останутся теперь два предприятия — бывший завод Rouge Steel по производству автолиста и построенный уже при ней завод в Коламбусе (бывший SeverCorr). В принципе эти активы входят в число наиболее современных и эффективных в металлургической промышленности США, так что “Северсталь”, продав менее рентабельные предприятия, улучшила свое финансовое положение.
Ранее СМИ сообщали, что российская компания собирается выставить на продажу и свое итальянское подразделение Lucchini, которое в прошлом году за символическую цену было передано в собственность лично генеральному директору “Северстали” Алексею Мордашову, однако на прошлой неделе “Северсталь” опровергла эти слухи. По словам Мордашова, в нынешней ситуации продать эту убыточную и отягощенную большими долгами компанию не реально.
В то же время таиландская компания G Steel, также находящаяся в сложном финансовом положении, похоже, смогла получить поддержку от мощного инвестора. Глобальная корпорация Arcelor Mittal согласилась приобрести 40% акций компании за 250 млн. долларов и предоставить ей кредитную линию на 500 млн. долларов, если руководство G Steel примет меры для сокращения задолженности. Наблюдатели, впрочем, считают эту сделку фактически делом решенным.
Компания G Steel является вторым по величине производителем стальной продукции в Таиланде. На своих двух прокатных заводах она может выпускать до 2,5 млн. тонн листовой стали в год. Как неоднократно заявляла Arcelor Mittal, корпорация заинтересована в проникновении на рынок Юго-Восточной Азии, где потребление проката растет высокими темпами.
Рынок на распутье
Мировой рынок стали завис в некоем промежуточном положении, из которого может быть два выхода: вверх, в сторону повышения цен во втором квартале, на котором настаивают меткомпании, или вниз — в сторону спада. В последнее время рост цен на стальную продукцию остановился в большинстве регионов, за исключением США, а производители вынуждены отступать из-за низкого спроса. Тем не менее, металлурги по-прежнему рассчитывают на продолжение роста котировок, необходимого им, чтобы компенсировать подорожание сырья.
В Восточной Азии спрос на стальную продукцию, вопреки ожиданиям, так и не пошел на подъем после новогодних праздников по китайскому календарю, завершившихся в середине февраля. Более того, некоторые вьетнамские компании в последнее время пытаются реэкспортировать по низким ценам горячекатаные рулоны, завезенные в страну еще в конце прошлого года. Китайские и корейские экспортеры плоского проката за последнюю неделю были вынуждены сбавить цены на 20-30 долларов за тонну. Горячекатаные рулоны, которые в марте должны были превысить отметку 800 долларов за тонну FOB, в действительности подешевели до 730-750 долларов за тонну FOB.
Впрочем, азиатские металлурги не отказались от своих планов повышения цен в апреле. Японские производители продолжают настаивать на увеличении внутренних котировок во втором квартале на 240-300 долларов за тонну, да и тайванские компании China Steel и Chung Hung Steel намерены прибавить порядка 80-170 долларов за тонну, надеясь на оживление спроса. По мнению аналитиков, решающее слово здесь должны сказать корейские производители во главе с Posco, которые пока не определились с ценами на второй квартал. Их нынешние внутренние котировки ниже, чем планируемые экспортные цены на японскую продукцию.
В Европе и на Ближнем Востоке производители, наоборот, поумерили разговоры о грядущем повышении цен. Спрос на стальную продукцию в этих регионах за последнее время значительно сократился. Европейские дистрибуторы, пополнив в начале года запасы, уходят с рынка, а в ближневосточных странах новых закупок нет из-за сложной политической обстановки. Украинские компании, тем не менее, не могут пожаловаться на отсутствие продаж. Их горячекатаные рулоны, предлагаемые по 730-770 долларов за тонну FOB и толстолистовая сталь по 780-800 долларов за тонну FOB существенно дешевле, чем у конкурентов, и поэтому пользуются спросом.
На ближневосточном рынке длинномерного проката покупательская активность сводится к незначительным закупкам стальной продукции компаниями из относительно спокойных стран — Саудовской Аравии, ОАЭ, Ливана. Большинство поставщиков из Турции и СНГ предпочитают отправлять свою продукцию на внутренний рынок, в Африку, Латинскую Америку, США, причем, цены уже две недели остаются относительно стабильными. Арматура турецкого производства котируется, в среднем, по 660 долларов за тонну FOB, украинского — 640-650 долларов за тонну FOB. При этом все поставщики ограничивают объем предложения, а ряд турецких компаний уменьшили объем выпуска на 20-30%.
Рынок постепенно свыкается с кризисом на Ближнем Востоке. Так, европейские компании, потерявшие большую часть покупателей в Северной Африке, тем не менее, объявили на март рост цен на длинномерный прокат на 15-20 евро за тонн. Официальное объяснение — некоторое подорожание металлолома во второй половине февраля. Новый средний уровень цен на арматуру в странах Южной Европы в итоге составляет около 520-530 евро за тонн EXW, а в Восточной достигает 560-570 евро за тонн EXW.
Маятник идет вниз
Цены на железную руду на спотовом рынке продолжают идти вниз. Китайские компании в условиях спада на национальном рынке стали отказываются приобретать дорогостоящее сырье или используют накопленные с начала года запасы. Стоимость 63,5%-ного индийского концентрата в итоге сократилась до около 185 долларов за тонну CIF и, по мнению аналитиков, в ближайшее время упадет до менее 180 долларов за тонну CFR.
Тем не менее, квартальные контракты, высчитываемые на основании спотовых индексов, должны резко подняться. По оценкам лондонского издания Metal Bulletin, во втором квартале цены CIF на австралийский и бразильский материал должны увеличиться примерно на 20%, а цены FOB — еще больше. Так, стоимость австралийской 62%-ной руды прибавит 24,5%, дойдя до 168,5 долларов за тонну FOB, а бразильская подорожает почти на треть — до более 156,5 долларов за тонну FOB.
Да и в целом специалисты не сомневаются в том, что спад на спотовом рынке железной руды вскоре сменится новым подъемом. В связи с расширением объемов поставок этой продукции в Китай, Корею и Японию на мировом рынке наблюдается дефицит. Ситуацию обострило и решение правительства Индии о введении 20%-ной экспортной пошлины на железную руду взамен прежних 5-15% (в то же время пошлина на окатыши, составлявшая 15%, обнулена). Во второй половине прошлого года экспорт железной руды из Индии уже сократился по сравнению с аналогичным периодом 2010 года более чем на 30%. По мнению экспертов, рост пошлины не позволит индийским компаниям восстановить прежний объем поставок, из-за чего в текущем году данный показатель может сократиться до 65-70 млн. тонн по сравнению с около 100 млн. тонн в 2009 году. Больше всего от этого пострадает Китай, приобретающий порядка 96% индийского железорудного экспорта.
Добыча железной руды в Австралии, по оценкам национального бюро минеральных и сельскохозяйственных ресурсов ABARE, в 2011 году составит только 425 млн. тонн — весьма незначительный рост по сравнению с прошлогодними 403 млн. тонн. Как считают в ABARE, широкомасштабный ввод в строй новых железорудных мощностей в Австралии начнется только после 2012 года, зато после этого экспорт будет быстро увеличиваться и к 2016 году приблизится к отметке 600 млн. тонн.
Источник: УкрРудПром