Суровые будни
28.02.2012 Виталий Шимкович
В январе мировой выпуск стали снизился по сравнению с январем прошлого года на 7,8% — до 116,7 млн. тонн, сообщила World Steel Association.
Спад, который переживает глобальная экономика, получил зримое подтверждение.
В абсолютных значениях производство стали в наибольшей степени сократилось в Китае, где выплавка уменьшилась по сравнению с январем 2011 года на 13,0%. Правда, необходимо учесть, что на январь пришлось празднование Нового года по китайскому календарю, который в 2011 отмечался в феврале. Однако в феврале прошлого года в Китае было произведено 54,3 млн. тонн стали, что более чем на 4% превышает результат нынешнего января.
По мнению аналитиков, даже если китайское правительство откажется от ограничений в финансовой сфере и снова увеличит кредитование реального сектора с целью стимулирования экономики, заметный рост потребления стали в стране произойдет не раньше лета. Пока что китайским металлургам приходится сохранять относительно низкую загрузку мощностей. По оценкам главы европейской ассоциации Eurofer, в настоящее время в Китае насчитывается порядка 150-200 млн. тонн в год избыточных мощностей. Это не только оказывает давление на китайский внутренний рынок стали, но и способствует расширению объемов экспорта стальной продукции — например, в Европу.
Eurofer считает китайские поставки серьезной угрозой для европейской металлургической отрасли. По его жалобе Европейская комиссия начала расследование в импорту из Китая листовой стали с органическим покрытием, доля которой на региональном рынке возросла с 0,5% в 2004 до 15% в прошлом году. Правда, это вызвало резкие возражения со стороны Китая. Высокопоставленные представители правительства страны напомнили брюссельским чиновникам, что по правилам ВТО можно расследовать факты демпинга или субсидирования, но не того и другого одновременно, как это намеревается сделать Еврокомиссия в отношении китайского окрашенного проката. Кроме того, китайцы очень прозрачно намекнули на то, что в условиях экономического спада, когда ЕС обратился за финансовой поддержкой к Китаю, выставлять барьеры на пути китайских товаров как-то не очень мудро. Как заявило Министерство торговли КНР, “расследование не только бросит тень на нормальную торговлю стальной продукцией между Европой и Китаем, но и затруднит усилия Китая и Европы по совместному противодействию кризису”.
Европейской Комиссии и в самом деле, как говорится, нечем крыть. По оценкам МВФ, совокупный ВВП стран Евросоюза сократится в этом году примерно на 0,5%. Как считают в корпорации Arcelor Mittal, потребление стали в регионе уменьшилось на 1,3% в 2011 году и снизится еще на 2% в нынешнем. В частности, европейская автомобильная промышленность, один из крупнейших потребителей стали в ЕС, будет функционировать не более чем с 65-70%-ной загрузкой. В этой связи Arcelor Mittal считает маловероятным возвращение в строй до конца текущего года мощностей, выведенных из строя в последние несколько месяцев.
Кризис обострился и во Вьетнаме, который еще недавно считался одним из наиболее быстро растущих азиатских “тигров”. Правительство никак не может стабилизировать финансовую систему и обуздать инфляцию и потому вынуждено продолжать монетарные ограничения, тормозящие экономический рост. В стране в последние годы было введено в строй более двух десятков металлургических предприятий, как правило, небольших, но теперь их мощности избыточны. Например, по арматуре они в 1,5 раза превышают текущие потребности национального рынка, а по холодному прокату — в 2 раза. Недавно правительство сообщило о замораживании на неопределенный срок строительства компанией Vietnam Steel первого в стране интегрированного комбината по выпуску листовой стали мощностью 2 млн. тонн в год и стоимостью 550 млн. долларов, объявив его “не срочным”.
Подъем дошел до точки
В последние несколько недель на мировом рынке стали идет повышение цен. Металлургические компании стремятся поднять котировки, преодолевая сопротивление потребителей. Хотя спрос повсеместно остается относительно невысоким, стоимость стальной продукции всё же заметно прибавила по сравнению с прошлым месяцем. Правда, дальнейший рост уже находится под вопросом.
В частности, азиатские производители плоского проката поднимают цены с большим трудом. Некоторые японские и корейские компании предлагают горячекатаные рулоны на апрель по 700 долларов за тонну FOB и более, однако реальные сделки, по оценкам экспертов, осуществляются по ценам не более 660-680 долларов за тонну FOB. Во всяком случае, ни восточноазиатские, ни индийские экспортеры пока не могут продавать дороже, а китайские компании пока ограничиваются 630-650 долларами за тонну FOB.
С аналогичной проблемой столкнулись и турецкие металлурги. Ведущие производители горячего проката также повысили отпускные цены до 700 долларов за тонну EXW и более, ориентируясь европейскую продукцию, на которую были установлены цены свыше 740 долларов за тонну CFR Турция. Однако трейдеры игнорируют это повышение и продолжают приобретать горячий прокат не более чем по 670-680 долларов за тонну EXW. Стоимость российской продукции в Турции не превышает 650 долларов за тонну CFR, хотя некоторые российские компании пытаются довести ее до 640-650 долларов за тонну FOB. Украинские экспортеры были вынуждены уступить ещё больше, опустив цены на горячекатаные рулоны ниже 600 долларов за тонну FOB.
В “потолок” уперлись и европейские компании. Ряд производителей пробуют продавать апрельский горячий прокат по 560 евро за тонну EXW и более, но это повышение наталкивается на недостаток спроса. Региональные дистрибуторы, приобретшие значительные объемы стальной продукции в начале года, снизили активность. По данным трейдеров, большая часть сделок в последнее время совершается из расчета не более 520-540 евро за тонну EXW.
На европейском рынке длинномерного проката котировки вообще покатились вниз. Уход с рынка большей части алжирских покупателей заставил итальянских и испанских прокатчиков сбавить цены на арматуру до 500-510 евро за тонну FOB (в конце января было 530-540 евро за тонну), а на внутреннем рынке ЕС стоимость данной продукции сокращается до 510-540 евро за тонну EXW, что примерно на 20 евро за тонну меньше, чем в начале текущего месяца.
В то же время ближневосточный рынок длинномерной продукции, наоборот, на подъеме. Новая волна закупок в Турции, Ираке и Саудовской Аравии позволила турецким компаниям взвинтить внутренние цены на арматуру до 680-690 долларов за тонну EXW, а экспортные котировки — до 665-675 долларов за тонну FOB. Турецкие заготовки подорожали до 610-620 долларов за тонну FOB при ограниченном объеме предложения, а аналогичная продукция производства СНГ — до 585-600 долларов за тонну FOB. Правда, по мнению аналитиков, цены на арматуру в регионе так и не превысят 700 долларов за тонну CFR, так что рынок уже находится вблизи своего пика.
Без движения
На протяжении последней недели на спотовом рынке железной руды не происходило особых изменений. Стоимость 63,5%-ного индийского концентрата при поставках в Китай находилась на уровне, близком к 145 долларов за тонну CFR при относительно небольшом спросе. По словам аналитиков, большинство китайских компаний располагают достаточными запасами сырья, а производство стали в стране в феврале лишь незначительно превышает весьма низкий январский уровень.
Правда, поставщики руды надеются, что в марте спрос на стальную продукцию и, соответственно, на железную руду в Китае пойдет вверх, что обеспечит некоторый рост котировок. Тем не менее, большинство экспертов полагают, что в целом мировой рынок железорудного сырья по меньшей мере до середины текущего года будет находиться в состоянии стагнации. Согласно ряду прогнозов, средние цены на нем составят 130-140 долларов за тонну FOB Австралия, а о возвращении к прошлогодним скачкам до 180 долларов за тонну не может быть и речи. Более того, с середины 2013 года объем предложения на рынке начнет стабильно превышать спрос, что приведет к дальнейшему падению цен — до 120 долларов за тонну FOB Австралия, а то и меньше.
В то же время большинство поставщиков железной руды по-прежнему настроены оптимистично и не ожидают существенного понижения котировок. Как, например, считает генеральный директор корпорации Rio Tinto Сэм Уолш, расширению объема глобальных поставок будет препятствовать недостаток инфраструктурных мощностей, в частности, недостаточная пропускная способность портов и железных дорог в Западной Австралии, на которую в настоящее время приходится более 40% мирового экспорта товарной железной руды.
По мнению Сэма Уолша, мировой рынок железной руды будет подвержен ценовым колебаниям. Это повышает спрос на финансовые инструменты, позволяющие снизить риск. По данным The Steel Index, обороты в глобальной торговле железорудными деривативами достигли в прошлом году 58 млн. тонн против 21 млн. тонн в 2010 году. Только в январе 2012 года были заключены железорудные свопы и опционы на более 7 млн. тонн материала. Как считают в The Steel Index, за весь нынешний год этот показатель составит около 100 млн. тонн.
Источник: Украинская Ассоциация Сталеплавильщиков