Украинская Ассоциация Сталеплавильщиков

Планы меняются

03.04.2012 Виталий Шимкович

Вьетнам решил провести “перепись” металлургических проектов в стране с целью закрытия тех из них, которые не отвечают актуальной рыночной ситуации.

Действительно, начиная с 2006 года, во Вьетнаме было анонсировано возведение нескольких десятков предприятий по выплавке стали и выпуску проката с годовой производительностью свыше 35 млн. тонн. Большая часть этих проектов так и остается на бумаге, а существующие в стране мощности по изготовлению стальной продукции и так загружены не более чем на 50-70% из-за экономического спада.

Тем не менее перспективы Вьетнама остаются благоприятными, а обширные сырьевые ресурсы способствуют развитию металлургической промышленности. Поэтому у зарубежных компаний желание инвестировать в эту отрасль не пропало. В частности, японская компания JFE Steel в конце марта подписала меморандум о взаимопонимании с тайванской группой E United (ей принадлежат ряд прокатных предприятий и производитель нержавеющей стали Yusco) о проведении ТЭО проекта строительства во Вьетнаме нового интегрированного меткомбината.

Предприятие мощностью 3,5 млн. тонн в год планируется возвести в экономической зоне Dung Quat в центральной части Вьетнама, где E United уже начала подготовительные работы к строительству прокатного завода. Если к концу года японская и тайванская компании примут решение о возведении комбината, основной продукцией которого должен стать плоский прокат, и получат соответствующие лицензии и разрешения, предприятие имеет шанс начать работу уже в конце 2016 года.

Безусловно, Вьетнам при всех своих проблемах представляется одним из наиболее перспективных рынков стали в ближайшее десятилетие. Но даже в Европе еще не исчерпаны возможности для инвестиций в металлургическую отрасль. Корпорация Arcelor Mittal завершила проект стоимостью 95 млн. евро по строительству на своем комбинате в Дуйсбурге (Германия) нового стана по выпуску катанки из особопрочной стали мощностью 690 тыс. тонн в год. Продукция этого стана будет предназначена для использования в автомобильной и машиностроительной промышленности.

Наращивая выпуск проката с высокой добавленной стоимостью, Arcelor Mittal вынуждена сокращать производство коммерческой стальной продукции и искать возможности для уменьшения задолженности, размер которой в конце прошлого года достигал 22,5 млрд. долларов. Корпорация объявила о продаже половины своего пакета акций турецкой компании Erdemir (12,5 из 25%) за 268 млн. долларов.

Швейцарская компания Duferco между тем приняла решение об окончательном закрытии остановленного еще в 2008 году металлургического завода Carsid мощностью 2 млн. тонн в год, который ранее поставлял слябы на другие предприятия компании. Как сообщает руководство компании, интерес к Carsid проявляли четыре потенциальных покупателя, но никто из них не решился на приобретение из-за высокой себестоимости выплавки стали на предприятии и кризиса на европейском рынке.

Carsid стал вторым металлургическим комбинатом в Бельгии, прекратившим свое существование за последние полгода. Напомним, в октябре 2011 об окончательном закрытии завода в Льеже сообщила корпорация Arcelor Mittal.

Равновесие

На мировом рынке стали установилось определенное равновесие. Металлургические компании продолжают попытки повышения котировок, однако из-за недостаточно высокого спроса стоимость стальной продукции остается неизменной. В то же время и для спада пока тоже нет никаких оснований.

В Восточной Азии очередное объявление о поднятии котировок на плоский прокат сделали японские компании JFE Steel и Nippon Steel, а также корейская Hyundai Steel. Несмотря на слабость местного рынка, второй по величине производитель стали в Корее сообщил о повышении внутренних цен на горячекатаные рулоны на 25-30 долларов за тонну и увеличении майских экспортных котировок до 710-720 долларов за тонну FOB. Правда, в реальности сделки на восточноазиатском металлорынке осуществляются не более чем по 675-690 долларов за тонну FOB. Более того, о растущем сопротивлении покупателей сообщают китайские компании, которым так и не удалось поднять цены на горячий прокат выше 650 долларов за тонну FOB. Азиатские потребители предпочитают китайской продукции российскую, доступную примерно по 640 долларов за тонну FOB Владивосток.

В целом российские компании за последние две недели снизили экспортные котировки на плоский прокат на 30-40 долларов за тонну, а украинские — на 20-30 долларов за тонну. Новые предложения по продаже горячекатаных рулонов предусматривают цену от 610 до 630 долларов за тонну FOB порты Черного моря. В то же время турецкие компании сообщают о снижении стоимости продукции из СНГ до 650-670 долларов за тонну CFR по сравнению с 670-700 долларами за тонну CFR в середине марта. В самой Турции внутренние цены на горячекатаные рулоны снова приблизились к отметке 700 долларов за тонну EXW.

На турецком рынке длинномерного проката производители также надеются возобновить повышение цен. Однако ожидавшийся еще в начале марта рост покупательской активности в национальной строительной отрасли в очередной раз откладываются. В конце месяца турецкие компании были вынуждены опять снизить внутренние и экспортные котировки на арматуру и катанку в среднем на 5-10 долларов за тонну. В частности, арматура предлагается на внешние рынки по 670-680 долларов за тонну FOB. Однако большинство потребителей в США и странах Ближнего Востока настаивают на более значительных уступках.

В то же время стоимость турецких заготовок, предназначенных в основном для саудовских прокатчиков, остается относительно высокой — 630-640 долларов за тонну FOB. Некоторые экспортеры из СНГ в конце марта продавали полуфабрикаты дешевле 600 долларов за тонну FOB, но большинство поставщиков удерживают цены выше этой отметки, рассчитывая на новую волну закупок в Иране в начале апреля.

В Европе котировки на стальную продукцию остаются неизменными с конца февраля, несмотря на все старания металлургов. К концу марта практически все производители прекратили попытки подъема цен, составляющих около 520-550 евро за тонну EXW для арматуры и 530-550 евро за тонну EXW для горячекатаных рулонов. Оптимистичных взглядов придерживается разве что австрийская компания Voestalpine, но и она ожидает улучшения не раньше конца второго квартала. Примерно такой же прогноз недавно обнародовала и корейская компания Posco. По мнению ее специалистов, цены на стальную продукцию на мировом рынке пойдут вверх только во втором полугодии.

Верхняя граница

На спотовом рынке железной руды сохраняется стабильность. В последнюю неделю марта котировки немного сдвинулись вверх, прибавив около 1 доллара за тонну. Котировки на 63,5%-ный индийский концентрат таким образом достигли 150 долларов за тонну CFR. Это самый высокий уровень за последние без малого два месяца. Период повышенной стабильности на мировом железорудном рынке продолжается с декабря прошлого года. С этого времени колебания спотовых котировок не превышали10 долларов за тонну.

Китайские компании, закупив рекордные объемы сырья в феврале, в последние несколько недель не проявляют большого интереса к пополнению запасов сырья. В целом производство стали в стране, по данным национальной металлургической ассоциации CISA, в марте несколько увеличилось по сравнению с предыдущими месяцами, но прогнозы специалистов относительно дальнейшего развития отрасли не слишком оптимистичны. Рост потребления стальной продукции в стране резко замедлился, соответственно, аналитики предсказывают увеличение объемов выплавки стали не более чем на 2,5-5% по сравнению с 2011 годом.

По мнению австралийской компании Fortescue Metals Group (FMG), в этом году спотовые цены на руду будут находиться в интервале 130-150 долларов за тонну CFR Китай, так что нынешние цены (индийский концентрат стоит на несколько долларов дороже австралийского материала) находятся вблизи верхней границы. Учитывая, что в последние месяцы котировки на стальную продукцию в Китае почти не менялись, а надежды на существенный рост цен в обозримом будущем весьма слабы, стоимость железной руды должна оставаться относительно постоянной.

Сходного мнения придерживаются и специалисты австралийской компании Wood Mackenzie. Но, по их оценкам, средний уровень цен на австралийскую железную руду при поставках в Китай в 2012-2013 годах будет выше 150 долларов за тонну CFR и только в 2014 году снизится до около 140 долларов за тонну CFR. Как отмечают в компании, руда в обозримом будущем вряд ли подешевеет ниже 120 долларов за тонну CFR, так как это уровень себестоимости для многих китайских горнорудных предприятий. Кроме того, у поставщиков руды постоянно увеличиваются затраты. Речь идет не только о расходах на реализацию новых проектов расширения мощностей, но и о новых налогах на сверхприбыль от добычи железной руды, которые в марте были введены сначала в Австралии, а теперь и в бразильском штате Пара, где за каждую тонну добытой руды нужно дополнительно заплатить государству около 3,8 доллара.

Источник: Украинская Ассоциация Сталеплавильщиков