Риски 2011. Навстречу Давосу
27.01.2011 Николай Ригидный
Нынешний год обещает стать переломным как с точки зрения обустройства мировой политической сцены, так и дизайна глобальной системы экономики. Изменение расстановки сил в мире и вырабока новых правил игры станут главными темами ежегодной встречи Всемирного экономического форума, который стартует завтра в Давосе.
Начало десятилетия располагает к прогнозам. К тому же многим хотелось бы предугадать, как будет развиваться кризис мировой экономики, продолжающийся уже более двух лет. Ведь до сих пор непонятно, то ли он уже сходит на нет, то ли настоящий шторм ещё только впереди.
Востребованность прогнозов в январе возрастает многократно, если учесть, что в конце месяца традиционно проходит, пожалуй, самая представительная в мире тусовка политиков и бизнесменов в Давосе. Именно эти 2,5 тысячи “людей, принимающих решения” вкупе с несколькими десятками тысяч, следящими за дискуссиями в альпийской деревушке, являются наиболее благодарной аудиторией для предсказания глобальных перспектив.
Краеугольный камень современного прогноза — выявление наиболее вероятных рисков. Именно им посвящен очередной, шестой по счёту доклад экспертов Всемирного экономического форума “Global Risks 2011”. Более подробно об этом документе в следующей статье, а пока о тех рисках, которые выявили другие авторитетные “мозговые центры” в предверии Давоса.
Прогноз Economist Intelligence Unit
Как и год назад, аналитическое подразделение британского еженедельника The Economist больше всего обеспокоено риском суверенных дефолтов в зоне евро (правда, теперь основное внимание необходимо уделить не Греции и Ирландии, как это было в 2010 году, а Испании и Португалии), что будет способствовать, с одной стороны, росту стоимости государственных заимствований, а с другой — урезанию бюджетных расходов. Эти тенденции характерны не только для наиболее проблемных должников Западной Европы, но и будут распространяться и на сопредельные страны. Одним из последствий ослабления еврозоны станет ослабление ее единой валюты по отношению к доллару — к концу текущего года соотношение евро/доллар составит 1,2. EIU ожидает, что в 2011 году продолжится процесс восстановления трех крупнейших экономик развитого мира — США, Японии и Германии. Вкупе с продолжающимся бумом китайской экономики (правда, темпы роста ВВП в Поднебесной в 2011 году немного снизятся — до 8,8%) это создаст основу для дальнейшего роста цен на сырьевые и продовольственные товары в среднем на 20% в течение текущего года (в 2010 году — 12%).
Глобальный экономический рост (в 2011 году порядка 4% ВВП по паритету покупательной способности) позволит переломить наметившийся за последние 2 года кризис глобализации. Ведущие развивающиеся экономики (помимо БРИК, это еще и так называемый CIVETS, в который входят Колумбия, Индонезия, Вьетнам, Египет, Турция и Южная Африка) продолжат интеграцию в глобальную экономику. Шанс присоединиться к этому процессу появляется и у отстающих, в число которых EIU относит Бангладеш, Иран, Нигерию и Украину. Однако приобщение к мировому восходящему тренду будет тормозиться и мутировать под воздействием существующей в каждой из стран регуляторной базы и текущей политики властей.
Одним из результатов минувшего десячтилетия стал глобальный кризис демократии, начиная от повсеместного ущемления гражданских свобод и заканчивая снижением уровня участия граждан в политическом процессе. EIU резюмирует, что “демократия отступает”. Причем происходит это даже в таких странах, как Франция, Италия и Греция. Фактически кризис западной модели капитализма повлиял на привлекательность присущей ей политической системы. И для восстановления доверия к демократии западный мир должен продемонстрировать очевидные всему миру экономические успехи. Или, как минимум, преодолеть нынешний кризис.
Прогноз Eurasia Group
Eurasia Group, крупнейшая в мире компания специализирующаяся на оценке политических рисков считает, что ключевым риском 2011 года (а скорее даже всего будущего десятилетия) станет формирование новой системы глобального порядка без четко выраженной страны-лидера. США, сосредоточившись в условиях экономического кризиса на решении внутренних проблем, заметно снизили активность на мировой арене. Очевидно, что они остаются крупнейшей экономикой и военной державой в мире. Однако в долгосрочном плане позиции Соединенных Штатов будут подтачиваться бурным ростом развивающихся экономик во главе с Китаем и Индией. По сути, на смену однополярному миру приходит мир с несколькими региональными центрами силы. А отсутствие “мирового полицейского” чревато эскалацией конфликтов в самых разных уголках земного шара. Следующим по значимости риском года Eurasia Group считает хаос, который нарастает в ЕС. Под тяжестью экономических проблем и при отсутствии политической воли стран-членов к проведению единой сбалансированной политики объединенная Европа способна развалиться. Конечно, это экстремальный сценарий далекого будущего. Пока же речь идет о фрагментации Евросоюза как минимум на три группы: старые члены ЕС с чрезмерным уровнем суверенного долга, старые члены с приемлимым уровнем долга и периферийные страны ЕС, представленные в основном недавно присоединившимися к ЕС государствами Восточной Европы. Последние в своей экономической политике будут все меньше ориентироваться на Евросоюз (который раздираем противоречиями даже по линии Берлин-Париж) и больше на международные финансовые организации — такие, как МВФ и Мировой банк.
Тройку глобальных рисков 2011 года замыкает кибербезопасность и ее влияние на геополитику. В данном случае речь идет отнюдь не только о скандалах, вызванных в 2010 году публикациями WikiLeaks, которые серьезно поколебали позиции властей по всему миру. Имеются в виду кибератаки на ядерные промышленные и научные объекты Ирана, осуществленные при помощи вредоносной компьютерной программы Stuxnet, а также хакерские атаки на Google, организованные из Китая. По своей эффективности атака Stuxnet оказалась сравнима с реальной военной операцией — были выведены из строя центрифуги по разделению изотопов. И понятно, что в будущем кибератаки станут важным инструментом противостояния между странами.
В список глобальных рисков 2011 года по версии Eurasia Group также входят:
• Нежелание Китая ревальвировать юань. В сочетании с кризисом потребительской модели роста это грозит развитым государствам чересчур долгим восстановлением экономики. Поэтому давление развитых стран на Китай по этому вопросу будет расти.
• Агрессивные выпады Северной Кореи. После уничтожения южнокорейского военного корабля и артиллерийского обстрела южнокорейского острова Пхеньян и Сеул снова оказались на грани войны. Если этот кризис не будет разрешен, он может иметь катастрофические последствия для Южной Кореи и региона в целом. Единственная страна, способная повлиять на ситуацию, — Китай. Однако непонятно, станет ли он вмешиваться и каких уступок за это потребует.
Прогноз McKinsey
Одна из ведущих консалтинговых компаний мира предпочла спрогнозировать будущее не всей глобальной экономики, а лишь ее общепризнанного локомотива — Китая (не случайно на прошлогоднем Давосе вариант замедления экономики этой страны назывался в качестве чуть ли не основного фактора возможного краха глобальной экономики).
McKinsey выделяет 6 базовых трендов развития второй по величине экономики мира. Учитывая, что все они в той или иной мере взаимосвязаны между собой, остановимся на трех ключевых для иностранцев.
• Экономический рост в Китае будет ниже, чем ожидалось. Причиной этому станет замедление роста внутреннего потребления как из-за роста цен на продовольствие, так и отмены субсидий для потребителей (сейчас они действуют на покупку малолитражных автомобилей, электроники, топлива и т.д.).
• Китай будет активизировать свои инвестиции за рубеж. Цель их увеличения в два раза прописана в действующем пятилетнем плане страны. Здесь Пекин столкнется с сопротивлением правительств некоторых стран, в первую очередь в Африке, Восточной Европе и Латинской Америке, где общественность пока не готова к масштабному приходу китайских инвесторов. Однако у Поднебесной есть широкий инструментарий убеждения, начиная от операций с суверенными долгами и заканчивая ограничениями на торговлю китайских госкомпаний с бизнес-структурами таких государств.
• Китайское государство попытается сократить свою роль в экономике. Главной целью в данном случае является отнюдь не привлечение зарубежных инвестиций, а недопущение перегрева местного фондового рынка из-за отсутствия на нем достаточного количества объектов для вложения сбережений как частных лиц, так и китайского бизнеса.
Резюмируя экономические риски Китая, McKinsey не исключает, что эта страна способна в текущем году “вновь удивить мир”. Что ж, пока ей это удавалось.
Источник: УкрРудПром