Высокое напряжение
14.12.2011 Елена Герасимова
Смена правил игры на энергорынке, которая последует за приватизацией генераций, принесла бы выгоды промпотребителям электроэнергии, если бы не угроза монополизации отрасли компанией ДТЭК.
Под полным контролем
На минувшей неделе победителем конкурса по продаже 25% уставного фонда ПАО “Киевэнерго”, в котором участвовали ООО “ДТЭК” и ПАО “Полтаваоблэнерго”, стала ДТЭК, предложившая за этот актив 450,5 млн. гривен. Компании-победителю, до конкурса уже владевшей 46,82% акций “Киевэнерго”, удалось сконцентрировать 71,82% ее уставного фонда.
Напомним, ДТЭК, объединяющая энергетические активы группы “Систем Кэпитал Менеджмент” (СКМ, Донецк), является крупнейшим вертикально интегрированным энергетическим холдингом Украины, включающим ряд угледобывающих шахт, углеобогатительных фабрик, энергогенерирующих и распределительных компаний. В частности, компании принадлежит ООО “Востокэнерго”, 47,55% акций ООО “Днепроэнерго”, 71,16% — ПАО “Западэнерго” и 12,49% — ПАО “Крымэнерго”. Отметим, что 11 января следующего года на торги будут выставлены 25% уставного фонда “Днипроэнерго”, фаворитом которых является ДТЭК. И даже если вопреки всем имеющимся предпосылкам их победителем окажется какая-то другая компания, ДТЭК все равно будет контролировать как минимум 4 из 7 генерирующих компаний страны.
Между тем приватизация в энергетике набирает ход. В ближайшее время власти планируют продать на конкурсе 45% акций “Крымэнерго”, а несколько позднее — крупные доли в уставных фондах ПАО “Донбассэнерго” и ОАО “Центрэнерго”. В итоге в госсобственности останутся только блокирующие пакеты акций всех 7 энергогенерирующих компаний, а все остальное перейдет в руки частных инвесторов. Кроме ДТЭК, в их число ныне входит только группа “Энергетический стандарт”, в чьей собственности находятся лишь 10,36% уставного фонда “Крымэнерго”.
Как предполагает аналитик ИГ “Арт Капитал” Станислав Зеленецкий, конкурс по продаже 45% акций “Крымэнерго” будет объявлен уже в январе будущего года, приватизации “Центрэнерго” следует ожидать не ранее конца 2012 года, а торги по “Донбассэнерго” — примерно в середине 2013 года. По мнению директора по развитию АК Kreston GCG Андрея Попова, наиболее вероятным будущим владельцем этих активов является опять-таки ДТЭК.
“На то есть несколько причин, — поясняет эксперт. — Кроме того, что собственник этой компании, Ринат Ахметов, обладает значительным политическим и административным влиянием, ДТЭК располагает необходимыми денежными ресурсами и к тому же довольно эффективно управляет своими энергетическими активами”. Таким образом, к середине 2013 года с большой вероятностью под контролем ДТЭК окажутся все семь отечественных энергогенерирующих компаний.
Следует отметить, что уже сейчас ДТЭК также доминирует и в Совете оптового рынка электроэнергии (ОРЭ). Так, с 4 февраля нынешнего года его возглавляет Борис Лисовой, советник генерального директора ООО “Сервис-Инвест” — энергоснабжающей компании, которая входит в состав ДТЭК. А, кроме того, с этого же времени 6 из 10 членов Совета ОРЭ являются представителями либо ДТЭК, либо связанных с ней компаний.
Если же учесть, что к компетенции этого органа относится как утверждение алгоритма распределения средств всех участников энергорынка в общей сумме примерно 50 млрд. гривен в год, так и формирование правил, по которым работает вся отрасль, нетрудно предугадать, в каком направлении они будут меняться. И вряд ли государству при этом удастся сохранить за собой решающую роль.
Как отмечает Зеленецкий, поскольку основным инструментом государственного влияния на энергорынок является Национальная комиссия регулирования энергетики (НКРЭ), постольку оно будет доминирующим в отрасли. “Однако по мере ее реформирования оно [государственное влияние] будет постепенно уменьшаться”, — констатирует аналитик.
По новым правилам
Вполне очевидно, что параллельно с приватизацией энергетики правила игры в ней действительно будут изменены. Если сейчас все энергогенерирующие предприятия Украины продают электроэнергию ГП “Энергорынок”, которое реализует ее по средневзвешенной цене областным энергораспределительным компаниям, а те, в свою очередь, сбывают ее конечным потребителям — гражданам и промышленным предприятиям, то в обозримом будущем эта схема, скорее всего, станет проще.
Главным нововведением станет переход генераций и промпотребителей на прямые договоры, без участия ГП “Энергорынок”, что позволит им самим выбирать компании, у которых они будут закупать электроэнергию. А поскольку среди энергогенерирующих компаний есть как высокорентабельные, чья электроэнергия примерно на 30% дешевле “средневзвешенной”, так и убыточные, чей продукт соответственно дороже, теоретически подобная возможность выглядит для промпотребителей весьма заманчиво. К тому же руководство НКРЭ недавно ясно дало понять, что вскоре прямые энергопоставки станут реальностью.
Согласно прогнозу Зеленецкого, преобразования будут проходить так. Сначала парламент должен будет принять уже подготовленный НКРЭ законопроект о рынке электроэнергии, который может быть рассмотрен уже в начале 2012 года. А после этого в течение трех-четырех лет будет происходить ликвидация ГП “Энергорынок”. Разумеется, при этом все тарифы на электроэнергию будут приведены к экономически обоснованному уровню.
“Если сейчас цены для промпотребителей завышены, а для населения — занижены, то в результате произойдет их выравнивание, — уточняет эксперт. — А, значит, промпотребители в любом случае будут платить за электроэнергию меньше, чем сейчас. Что, несомненно, является для них положительным моментом”.
В свою очередь Попов отмечает, что переход на прямые договоры имеет несомненные преимущества прежде всего для крупных финансово-промышленных групп, имеющих в своем составе как производителей, так и потребителей электроэнергии. “И это, конечно же, корпорация СКМ Рината Ахметова”, — подчеркивает он. Что же касается остальных групп промпотребителей, то на этот счет аналитики затрудняются делать предположения. Однако очевидно, что их перспективы не столь радужны.
Будет ли у них выбор или нет и насколько широким окажется его диапазон, зависит от того, как произойдет приватизация энергогенерирующих компаний и в какой степени будет монополизирована отрасль. “Конечно, решающую роль здесь будет играть позиция Антимонопольного комитета Украины, — констатирует Зеленецкий. — И если она не будет достаточно принципиальной, а рынок окажется монополизированным, это приведет к необоснованно завышенным ценам на электроэнергию и в конечном счете — к снижению темпов роста экономики в целом”.
При этом Попов предостерегает, что угроза монополизации энергорынка компанией ДТЭК ныне достаточно велика. “На то есть ряд как объективных, так и субъективных причин, — поясняет он. — СКМ в целом не случайно оказалась первой компанией в Украине, объединившей сразу три ключевых фактора: политическое влияние, значительные финансы и эффективный менеджмент. Первый и второй позволяют ей выигрывать конкуренцию у других претендентов на стратегически значимые активы, а последний — выгодно отличает ее от “временщиков” периода первоначального накопления капитала”.
Наряду с этим Попов напоминает, что до начала нынешней массовой приватизации объектов энергетики существовала госмонополия, которая в рыночных условиях ничем не лучше частной. “Как бы ни было, — заключает эксперт, — хотелось бы верить, что от полной монополизации энергорынок может спасти если не честная приватизация оставшихся энергогенерирующих компаний, то, по крайней мере, сохранение в руках государства блокирующих пакетов в их уставных фондах”. Если, конечно, такой противовес в принципе может быть достаточным.
Источник: УкрРудПром / Украинская Ассоциация Сталеплавильщиков