Украинская Ассоциация Сталеплавильщиков

Спасение Софии

4.08.2011 Артем Ильин

Восстановив работу американской шахты Affinity Mine, “Метинвест” увеличит импорт коксующихся углей в Украину.

В середине июля группа “Метинвест” сообщила о вводе в эксплуатацию шахты Affinity Mine компании United Coal Company (UCC, Западная Вирджиния, США), что стало ожидаемым событием как для украинского производителя, так и для местных властей. Отметим, что шахта не новая, а восстановленная, что подтверждается словами мера города София (где расположена шахта) Дэнни Бара на церемонии открытия: “Я никогда не думал, что увижу шахту Affinity снова открытой после ее закрытия. Но как только начались разговоры о повторном открытии — в Софии начался всплеск активности. Сейчас в Софии бум строительства жилья, и вы не найдете здесь землю под аренду (...) — все из-за вновь работающей шахты”.

Получается, что украинская компания, уделяя в Украине особое внимание вопросам оптимизации производственных процессов и численности штатного персонала, создает рабочие места в США. Но это не удивительно, так как украинские металлурги испытывают дефицит качественных коксующихся углей. Шахты Донбасса имеют ограниченные запасы этого сырья, причем присутствующие в нем вредные примеси — сера и фосфор — ухудшают качество стали. А поставки углей из соседней России ограничены из-за высокого спроса на сырье со стороны местных металлургов.

Что касается американских угольных активов “Метинвеста”, то в 2011 году объем добываемого шахтами United Coal Company угля составит 8,2 млн. тонн, что на 14% превысит показатель прошлого года. Ожидается, что в нынешнем году группа импортирует 0,8 млн. тонн угольного концентрата, что в 2,5 раза больше показателя 2010 года.

Александр Макаров из Dragon Capital говорит, что для дальнейшего значительного увеличения импорта есть два основных ограничения. “Во-первых, у “Метинвеста” есть действующие контракты с потребителями в США, которые были подписаны еще до покупки UCC в 2009 году и продлены на 2011 год. Во-вторых, доля американских углей в шихте Авдеевского коксохима по технологическим причинам пока не может превышать 25-30%. Менее существенное влияние оказывают ограниченные портовые мощности Украины, что вынуждает вести разгрузку судов класса Panamax методом лихтеровки (частичная разгрузка на рейде при недостаточной глубине портовых каналов) или импорт через болгарский порт Бургас”, — говорит Макаров. По его словам, сложности с транспортировкой добавляют к стоимости тонны угля 15-20 долларов, что вполне допустимо при стоимости угля 240-250 долларов за тонну FOB, порты США.

Планируемая годовая мощность Affinity составляет 1,9 млн. тонн коксующихся углей. Ожидается, что этот показатель будет достигнут к 2012 году. Инвестиции в возрождение шахты составили 111 млн. долларов. Власти Западной Вирджинии ожидают создания более 1 тыс. новых рабочих мест как на самой шахте, так и в смежных предприятиях.

Отметим, что “Метинвест” не единственный украинских потребитель углей, который вынужден их импортировать. По данным объединения “Металлургпром”, коксохимзаводы Украины в первом полугодии 2011 года импортировали 4,6 млн. тонн рядовых коксующихся углей и угольного концентрата для коксования, в том числе в июне закуплено 690 тыс. тонн. Это почти треть от общей потребности (поступление углей украинской добычи за этот же период составило около 9,3 млн. тонн). В январе-июне метпредприятия получили 7,42 млн. тонн кокса, что составляет 94% от расчетной балансовой потребности. По словам Макарова, практически весь импортируемый уголь поступает из России и США. “В США закупают уголь “Метинвест”, ИСД и “Arcelor Mittal Кривой Рог”, — говорит аналитик.

Напомним, в 2010 году из-за границы в Украину было поставлено около 9,4 млн. тонн рядовых углей и угольного концентрата для коксования (рост — 24% к уровню 2009 года). По данным “Металлургпрома”, всего на метпредприятия Украины в 2010 году было отгружено более 14,5 млн. тонн кокса.

С учетом того, что в нынешнем году ожидается увеличение объемов производства чугуна и стали, то, несмотря на все риски, импорт коксующихся углей из Северной Америки становится основным способом преодоления дефицита этого сырья на внутреннем рынке Украины.

Источник: Украинская Ассоциация Сталеплавильщиков