Днем согнем, вечером разогнем (интервью с Василием Харахулахом, геральным директором объединения МЕТАЛЛУРГПРОМ)
20.06.2010
Главный координатор работы металлургических предприятий Украины Василий Харахулах призывает государственные органы “разгрузить” фактически обескровленную финансовую систему металлургических компаний. Самые большие изменения должны касаться налога на добавленную стоимость. За время действия преференций, предоставленных правительством на период кризиса, метпредприятия сэкономили 1,9 миллиарда гривен, но задолженность перед ними по НДС достигла 2,6 миллиарда гривен. “Лучше бы рассчитались по НДС, тогда и меморандум не нужен”, — считает Василий Харахулах.
{К}: — Несмотря на рост производства на метпредприятиях Украины, их убытки продолжают накапливаться. Что, по Вашему мнению, должно измениться для того, чтобы работа украинских метпредприятий стала прибыльной? От кого зависят эти изменения?
— Несмотря на почти 14-процентный производственный рост в первом квартале 2010 года в сравнении с тем же периодом предыдущего года, металлурги понесли убытки в размере 2,67 миллиарда гривен, что говорит о продолжающихся инерционных процессах последствий первой волны кризиса. При сравнении экономических показателей января-марта 2010 года и докризисного первого квартала 2008 года четко прослеживается основная причина глубоких финансовых проблем металлургов. Она вызвана в первую очередь внутренней ценовой и тарифной политикой природных монополистов и собственников сырьевых ресурсов. Цены потребляемых металлургами ресурсов в 1,2-1,9 раза выше, чем в первом квартале 2008 года. Но при этом чистый доход отечественных предприятий за рассматриваемый период снизился на 18%, а себестоимость продукции — на 11%. Поступление денежных средств уменьшилось на 64%, что говорит об ухудшении расчетов и с кредиторами, и с дебиторами. Собственные оборотные средства без долгосрочных кредитов снизились на 18 миллиардов гривен. Кредиторская задолженность возросла на 27 миллиардов гривен, дебиторская — на 19 миллиардов гривен. Задолженность государственного бюджета за невозмещенный НДС увеличилась на 3,7 миллиарда гривен и достигла на 1 мая впечатляющего уровня в 6,2 миллиарда гривен.
{К}: — Чем может помочь металлургам государство?
— Антикризисные меры в ГМК, утвержденные известным постановлением правительства №925, позволили металлургическим предприятиям получить преференций на сумму 1,9 миллиарда гривен, что обеспечило своевременные расчеты за потребленные электроэнергию, газ природный и грузовые перевозки. Но развитие ситуации на рынках показывает, что этого может оказаться недостаточно. Исходя из прогнозов специалистов, кризис в отрасли продолжится еще не один квартал и будет носить циклический характер довольно продолжительное время. Поэтому я считаю, что металлургия и другие связанные с ней отрасли должны ощутить со стороны государства поддержку системного характера. Такую поддержку государство может предоставить, уменьшив налоговое давление, что позволит “разгрузить” фактически обескровленную финансовую систему предприятий. Более всего это касается непрямых налогов и прежде всего налога на добавленную стоимость.
{К}: — В какой мере восстановление прибыльной работы метпредприятий зависит от самих металлургов?
— В Украине разработана “Отраслевая программа энергоэффективности на период до 2017 года”. Выполнение этой программы приведет энергоемкость украинской металлопродукции к уровню промышленно развитых стран мира и повысит ее конкурентоспособность. К сожалению, кризис практически остановил выполнение программ по техническому перевооружению и внедрению энергосберегающих мероприятий. Но в 2010 году на ряде металлургических предприятий продолжается выполнение плановых мероприятий по техперевооружению и модернизации. Так, на Алчевском металлургическом комбинате в этом году завершится строительство газотурбинной электростанции комбинированного цикла мощностью 330 МВт. В качестве топлива будут использоваться вторичные энергоресурсы, образующиеся на комбинате (доменный, коксовый, конвертерный газы). С пуском установки комбинат в полном объеме будет обеспечен электроэнергией собственного производства. На том же комбинате продолжается строительство новой доменной печи №2 и проводится внедрение технологии вдувания пылеугольного топлива на печах №1 и №5. Технология вдувания ПУТ внедряется на доменных печах ЗАПОРОЖСТАЛИ. Ведутся работы по запуску технологии на Енакиевском МЗ, меткомбинате имени ИЛЬИЧА, АРСЕЛОРМИТТАЛ КРИВОЙ РОГ и других предприятиях.
В ближайшем будущем продолжится реализация проектов по строительству аглофабрик нового поколения на Алчевском МК, АМКР, Днепровском МК имени ДЗЕРЖИНСКОГО, Енакиевском МЗ.
Что касается сталеплавильного производства, на ДОНЕЦКСТАЛИ реализуется проект замены мартеновских печей дуговой сталеплавильной печью с установкой “печь-ковш”, вакууматором и двумя машинами непрерывного литья заготовок — сортовой и слябовой.
Строительство новых конвертеров планируется на Днепровском МК имени ДЗЕРЖИНСКОГО, Мариупольском МК имени ИЛЬИЧА, АРСЕЛОРМИТТАЛ КРИВОЙ РОГ. Практически на всех предприятиях идут работы по строительству воздухоразделительных установок нового поколения, позволяющих существенно экономить электроэнергию.
Хоть кризис и существенно замедлил технологическое развитие отрасли, в то же время все крупные начатые на сегодняшний день проекты, для которых уже закуплено оборудование и задействованы иностранные инвесторы, предприятия продолжают выполнять.
{К}: — Сколько времени в Украине еще будет существовать мартеновское производство стали? Не лучше ли все мартены закрыть одним махом?>
— Сегодня в Украине 26-30% стали выплавляется мартеновским способом. В натуральном выражении из 7,84 миллиона тонн мартеновской стали, произведенной в стране в 2009 году, 3,275 миллиона тонн пришлось на ЗАПОРОЖСТАЛЬ, 1,414 миллиона тонн— на ММК имени ИЛЬИЧА, 1,040 миллиона тонн — на Алчевский МК, 820 тысяч тонн — на АЗОВСТАЛЬ, 528 тысяч тонн —на ДОНЕЦКСТАЛЬ, 453 тысячи тонн — на АМКР, 311 тысяч тонн — на Нижнеднепровский трубный завод. В текущем году на Нижнеднепровском трубном заводе будет осуществлен пуск электросталеплавильного производства и начнется вывод мартенов. В стадии реализации (выполнен проект, приобретается оборудование) внедрение электросталеплавильного производства на ДОНЕЦКСТАЛИ, после чего мартеновские печи будут демонтированы. В программах развития МК имени ИЛЬИЧА, АЗОВСТАЛИ, АРСЕЛОРМИТТАЛ КРИВОЙ РОГ и ЗАПОРОЖСТАЛИ есть мероприятия по замене мартеновского производства стали конвертерным. Все эти мероприятия должны быть завершены к 2015 году. С поправкой на кризис их выполнение сдвигается к 2017 году. Революционно, одним махом закрыть мартены сегодня нельзя. Восполнить их объемы производства нечем, так как свободных конвертерных или электропечных мощностей в стране нет. Опыт такого революционного решения, впрочем, есть у Макеевского метзавода, но там совершенно другая ситуация. Корпорация СКМ в состоянии обеспечить Макеевский МЗ заготовочным металлом со своих же металлургических предприятий для работы прокатных станов.
{К}: — Что в Украине перспективнее развивать — электропечное или конвертерное производство?
— С учетом уже сложившейся структуры ГМК Украины, особенностей сырьевых и энергетических ресурсов, имеющихся в стране, и градообразующего характера подавляющего большинства отечественных металлургических предприятий, можно полагать, что в Украине будет преобладать конвертерное производство стали, как и металлургические предприятия с полным металлургическим циклом. Но развивать электросталеплавильное производство в Украине также необходимо. Я считаю оптимальным соотношение конвертерной и электропечной стали как 85% : 15%.
{К}: — Почему украинская металлургия не может хотя бы на 50% зависеть от внутреннего рынка, как это уже случилось в России? Что должно измениться для более положительного результата?
— Внутренний рынок металлопотребления нужно развивать до 20 миллионов тонн (сейчас около 7 миллионов тонн в год). Способствовать увеличению емкости внутреннего рынка должны государственные органы.
{К}: — Почему отечественные металлурги при модернизации рассчитывают в основном на импортное оборудование? Неужто у украинских машиностроителей нет никаких перспектив в отечественном ГМК? Ведь таким же образом поднялось бы внутреннее потребление металла.
— Сегодня такой подход имеет логическое оправдание. Собственники метпредприятий закупают современные технологии, чтобы догнать ушедших вперед конкурентов. В придачу к технологиям они приобретают и технологическое оборудование. По объективным причинам импортные современные технологии опережают отечественные. Да, по многим позициям сегодня наше машиностроение не может обеспечить потребности металлургов. Но мы верим в то, что это временная ситуация. У нас уже есть позитивные примеры сотрудничества с отечественными машиностроителями. Очень плодотворно сотрудничество Енакиевского МЗ и Алчевского МК с флагманом украинского машиностроения — Новокраматорским мшиностроительным заводом, а также АЗОВМАШЕМ и другими предприятиями.
{К}: — Считаете ли Вы нормальным рынок железорудного сырья в Украине? Почему совершенно не двигается проект Криворожского ГОКа окисленных руд? Кто должен пользоваться окатышами КГОКОРА, если он заработает?
— Рынок железорудного сырья в Украине закрывает потребности украинских металлургов полностью. У металлургов есть претензии к качеству руды, как и к действующей системе ценообразования, которая не привязана к качественным показателям. Решается этот вопрос в переговорном процессе хозяев ГОКов и меткомбинатов. Украинские металлурги полностью удовлетворены действующим рынком железорудного сырья и без КГОКОРА. Кстати, это предприятие строилось не для потребностей внутреннего рынка.
{К}: — Что в Украине перспективнее - повышать количественную характеристику металлургической отрасли или, наоборот, снижать тоннаж и повышать качество металла?
— Количество производимого металла должно определяться емкостью внутреннего рынка и объемом металлопродукции, которую украинские металлурги могут реализовать на внешних рынках. Весь этот объем продукции должен соответствовать по качеству требованиям мировых стандартов. Поэтому двух мнений здесь не должно быть — все, что производится в ГМК Украины, должно соответствовать международным стандартам.