Украинская Ассоциация Сталеплавильщиков

Украинская тройка

20.08.2010 www.advis.ru

Этот год, кроме аномальной жары, должен запомниться и переформатированием украинского ГМК. Вызвано это вполне нормальным явлением, связанным с перетеканием капиталов, подогретым финансово-экономическим кризисом и катализированным сменившейся политической ситуацией. Пришло время победителям получать дивиденды. Пусть даже если это и не особо заметно на первый взгляд.

Трое в лодке

Уже к началу лета стало ясно, что на металлургической карте Украины стали вырисовываться вполне определенные зоны влияния, относящиеся к трем крупнейшим группам. Транснациональный гигант Arcelor Mittal, став обладателем "Криворожстали", занимает важное место в украинском ГМК. Пока никто, кроме бывшей руководительницы Фонда госимущества Украины госпожи Семенюк, публично не высказывает претензии к деятельности крупнейшего металлургического магната планеты. Хотя там хватает и своих проблем. Достаточно отметить, что объем производства стали в хозяйстве Лакшми Миттала сократился в прошлом году на 33%, до 77,5 млн. т. По словам руководителей "украинского филиала", при этом корпорация поддерживала криворожцев за счет мощностей в других регионах планеты. Впрочем, от украинских активов Arcelor Mittal не отказывается и надеется на возвращение государством экспортного НДС, объем долгов по которому уже достиг суммы, равной трехгодичным расходам по реализации социальных программ на комбинате. Такое вот хитрое сравнение предлагает администрация. Но ведь и справедливое. Сумма невозврата у них самая высокая. Логика правительства вполне понятна: им легче удержаться на плаву, чем другим предприятиям, которым не на кого собственно рассчитывать.

Второй доминирующей силой в украинской металлургической отрасли сегодня можно назвать "обобщенный" российский бизнес, представителей которого, за исключением группы "Евраз", никто даже не осмеливается называть. Некто приобрел половину ИСД, далее приобретает "Запорожсталь", но называть свое имя не спешит. И вполне возможно, что это могут быть разные компании. Зато всем уже стало понятно, что с приходом новой власти в Украине активизировались представители российского бизнеса. Возможно, они посчитали, что исчезли политические риски. По крайней мере, новая власть явно не собирается препятствовать российским инвесторам. Поэтому россияне чувствуют себя на украинском рынке более свободно.

Об этом свидетельствуют и факты. С участием российского капитала в первом полугодии произошли две самые крупные сделки в отрасли: приобретение за $1 млрд. 50%+2 акции "ИСД" (покупка состоялась ранее, но средства перечислены в начале этого года) и за $1,7 млрд. комбината "Запорожсталь". Хотя в последнем случае вопрос пока остается открытым, но, по мнению специалистов, сделка будет завершена. Кроме того, россияне повторно приобрели "Лугансктепловоз" за $54 млн., а Московская межбанковская валютная биржа завершила сделку по поглощению крупнейшей украинской биржи ПФТС (50%+1 акция за $10 млн.). В общем, российское влияние стало заметным по сравнению с прошлыми годами. И как бы этот процесс не называла нынешняя националистическая оппозиция, в любом случае инвестиции пришли на украинскую землю. И именно туда, где они сегодня наиболее нужны.

Таким образом, второй составляющей украинского ГМК можно назвать российский бизнес. Добавим, что в сферу влияния россиян входит и "Днепроспецсталь", находящаяся пока под управлением представителей группы "Приват", но реструктуризация управления лишь дело времени.

И, наконец, третьим крупным игроком в ГМК Украины является "Метинвест-холдинг", принадлежащий самому богатому человеку страны Ринату Ахметову. И это вполне ожидаемое явление. Было бы непонятным, если бы донецкий бизнесмен, народный депутат Украины, ведущая фигура в Партии регионов вдруг бы не воспользовался сложившейся политико-экономической ситуацией. Аналитики уже не один год предрекали поглощение таких крупных метпредприятий, как "Запорожсталь" и ММК им.Ильича. Правда, не знали кем. Но у обоих предприятий существуют очевидные проблемы с сырьевой базой, а также с переходом на более энергоэкономичные способы выплавки стали. Совместно планировалось разрабатывать рудные месторождения в Приазовье, но кризис не дал возможности осуществить задуманное, а только обострил ситуацию.

Генеральный директор ММК им.Ильича Владимир Бойко долго держался за свои социалистические идеи, но куда крепче за активы предприятия, владельцем которого он практически и являлся. Однако крупнейшие сырьевые предприятия в ходе приватизации в начале 2000-х годов достались другим, а на создание своего не было средств. Невозврат НДС, проблемы с обеспечением сырьем и, наконец, продажа предприятия без ведома его владельцев (бывает и такое!) поставили комбинат перед угрозой банкротства. И тут на помощь пришел Ахметов. В результате "Метинвест" поглощает один из крупнейших меткомбинатов постсоветского пространства и усиливает свое доминирование в украинской металлургической отрасли.

Новый лидер?

Сегодня Группа "Метинвест" является явным лидером в украинском ГМК и одним из заметных игроков в мировой металлургической отрасли. Предприятия Группы в 2009 году добыли 9,6 млн. т коксующегося угля, произвели 4,1 млн. т доменного кокса, 17,6 млн. т товарного концентрата и 11,6 млн. т окатышей; выплавили 7 млн. т стали, произвели 9,2 млн. т металлопродукции. И это в кризисный год. В целом мощности группы (без учета ММК им. Ильича) составляют порядка 10,8 млн. т стали, более 11 млн. т металлопроката, свыше 5 млн. т кокса и более 40 млн. т железорудного сырья. "Метинвест" не только полностью обеспечивает собственные потребности в сырье, но и является крупным поставщиком железной руды для металлургических компаний Украины и ряда стран Европы. Всего в состав группы входят 23 украинских и зарубежных предприятия, начиная от сырьевых и заканчивая Харцызским трубным заводом, трейдерскими и логистическими компаниями.

Как видите, мощности довольно внушительные. И, что самое главное, обеспечивающие вертикальную интеграцию металлургического производства, включая и сбыт. Плюс к этому приобретенные активы ММК имени Ильича, в состав которых входит не только собственно мощности по выплавке около 7 млн. т стали в год, но и ряд вспомогательных служб, предприятий и учреждений. В целом, приобретение второго по величине металлургического предприятия в стране можно считать успехом для империи Ахметова, особенно, учитывая при этом и соседство с "Азовсталью". Специалисты считают, что холдинг Рината Ахметова в 2010 году произведет 14-15 млн. т стали, что позволит компании оказаться на 11-15 местах по итогам года в рейтинге мировых производителей.

С другой стороны, для ММК им.Ильича слияние с "Метинвестом" оказалось той палочкой-выручалочкой, которая позволила предприятию остаться на плаву и дала ему время для решения выявившихся юридических казусов. Теперь "ильичевцы" получат возможность загрузить свои мощности благодаря поставкам сырья с предприятий "Метинвеста", останется только проблема сбыта.

Необходимо отметить, что Ринат Ахметов также рассчитывал на приобретение и "Запорожстали". Там, казалось, все уже было обговорено и решено. Причем, еще до решения мариупольского вопроса. Но в последний момент сделка была прервана, из-за того что российские конкуренты предложили сумму большую, чем "Метинвест". Ахметов обратился в Лондонский суд и имеет все шансы получить компенсационные миллионы. Хотя такое решение основных собственников запорожского комбината явно пришлось не по душе донецкому олигарху.

Конфликтует "Метинвест" и со структурами ИСД. И тут также проблема заключается в обеспечении сырьем. Входящий в ИСД Алчевский меткомбинат задолжал за сырьевые поставки по слухам более $200 млн. И в нынешней ситуации вполне возможно очередное поглощение. Ведь для чего-то в июле корпорация ИСД через своего швейцарского партнера компанию Dufегсо взяла в российском "Внешэкономбанке" кредит на $300 млн. И не исключено, что "Метинвесту" и в этом случае удастся войти в состав акционеров Алчевского меткомбината. А это – дополнительные около 4 млн. т стали в год.

Так или иначе, все эти реорганизации и смены собственников имеют, как минимум, один положительный аспект. За счет перехода проблемных предприятий под контроль более мощных групп были фактически спасены от банкротства важнейшие активы. Ситуация пока до конца не разрешена, вероятно, будут еще новые слияния и поглощения, но угроза закрытия комбинатов уже фактически исключена. Новые совладельцы намерены наращивать мощности и выходить на рынки окрепшими и оздоровившимися.