НОВОСТИ МЕТАЛЛУРГИИ

Металлурги держат удар

22.03.2011 Виталий Шимкович

Японские меткомпании продолжают подсчитывать потери, причиненные землетрясением и цунами. Sumitomo Metal Industries признала, что стихия причинила ее комбинату Kashima более серьезный ущерб, чем сообщалось ранее.

На комбинате Kashima годовой мощностью 8,3 млн. тонн поврежденными оказались не только коксовые батареи, где 11 марта возник пожар, но и обе доменные печи, а также прокатные станы и портовые сооружения. Рабочим предприятия удалось не допустить застывания расплавленного чугуна в домнах, но компания пока не может сказать, сколько времени займет ремонт.

Впрочем, основная проблема японских промышленников заключается не в самих повреждениях от землетрясения. Из-за остановки трех атомных электростанций и ряда тепловых энергоблоков компания Tepco, снабжающая электроэнергией восточную часть острова Хонсю, потеряла около 25% генерирующих мощностей. Дефицит в пиковый период достигает 10 тыс. МВт. Из-за этого по-прежнему простаивают автомобильные заводы, другие машиностроительные предприятия, а сталелитейные корпорации Nippon Steel и JFE Steel поддерживают лишь минимально необходимый объем производства на своих комбинатах в пострадавшем регионе. Из-за того что энергосистема Японии разделена на изолированные зоны, быстро ликвидировать дефицит электроэнергии не представляется возможным. Поэтому около 20% мощностей в национальной сталелитейной отрасли оказываются надолго выведенными из строя.

Пока ни одна из крупных японских меткомпаний не объявила форс-мажора. Все продолжают поставлять стальную продукцию в рамках действующих контрактов, используя как мощности непострадавших предприятий, так и складские запасы. Впрочем, внутренний спрос на прокат в Японии после катастрофы резко упал. Только бездействующие в настоящее время автомобильные заводы потребляли около 15% стали в стране.

Компания Kobe Steel, чьи предприятия оказались не затронутыми ударом стихии, пообещала помощь и поддержку коллегам, заявив о готовности предоставить им полуфабрикаты и стальную продукцию, необходимые для выполнения их обязательств. В 1995 году, когда основной завод Kobe Steel закрылся более чем на два месяца из-за землетрясения, компания тоже получила поддержку от других национальных производителей стали.

Впрочем, восстановительные работы нужно проводить не только японцам. Индийская компания Essar Steel, полностью урегулировав вопрос с правительством Зимбабве, приступает к решению непростой задачи по реанимации меткомбината Zisco, который теперь на 60% принадлежит индийцам. Восстановление предприятия, простаивавшего более года, а до этого более двух десятилетий использовавшего менее 10% мощностей, составляющих до 1 млн. тонн в год, займет от 12 до 15 месяцев и обойдется Essar Steel примерно в 400 млн. долларов. Еще 350 млн. долларов индийская компания выделяет на погашение долгов Zisco.

Главным “призом” для Essar Steel в этом проекте, впрочем, является не сам завод, чьи мощности в несколько раз превышают текущие потребности Зимбабве и сопредельных стран (кроме ЮАР, конечно) в стальной продукции, а расположенный по соседству железорудный комбинат Buchwa. Руководство Essar Steel явно рассчитывает использовать африканскую железную руду на своих предприятиях в Индии. Компания в настоящее время реализует проект расширения мощностей своего комбината Hazira от нынешних 7 млн. до 10 млн. тонн в год, а вот дополнительными ресурсами железной руды Essar Steel до своей зимбабвийской покупки не была обеспечена.

Конец первого дыхания

По мнению экспертов, даже кратковременное сокращение японского экспорта стали может привести к серьезным проблемам у потребителей в Восточной и Юго-Восточной Азии. В прошлом году японские компании продали в страны региона более 31 млн. тонн стали. В Корее, Китае, Таиланде и на Тайване на Японию пришлось свыше 40% импорта стальной продукции. Впрочем, корейские и тайванские компании, а также китайская Baosteel, как ожидается, вполне в состоянии заменить японцев в верхнем ценовом сегменте рынка, а “массу”, пусть и невысокого качества, обеспечат китайцы.

После землетрясения в Японии китайские компании дружно перестали снижать цены на внутреннем рынке и приступили к увеличению экспортных котировок. Стоимость горячекатаных рулонов, в первой половине марта опустившаяся до менее 700 долларов за тонну FOB, возросла до 710-730 долларов за тонну FOB. Очевидно, на очереди — другие виды плоского проката, особенно судостроительный лист, поставки которого из Японии подвержены наибольшему риску.

Однако в других регионах цены на плоский прокат постепенно катятся вниз. Спрос на стальную продукцию, весьма активный в начале года, с приближением весны сошел на нет. Дистрибуторы, пополнив запасы, прекратили закупки, а конечные потребители продолжают выжидать. По мнению ряда экспертов, мировая экономика, и ранее пребывавшая не в блестящем состоянии, под влиянием кризиса на Ближнем Востоке, роста цен на энергоносители и потери солидной части производственных мощностей в Японии может свалиться в новую рецессию.

Российские и украинские компании вынуждены до минимума сократить поставки в страны Ближнего Востока, где их продукция в настоящее время не слишком востребована. В то же время рынки Европы, Африки, Латинской Америки не компенсируют эту потерю. Котировки на горячий прокат в итоге опустились до 730-750 долларов за тонну FOB (при поставках в ЕС — до 770-790 долларов за тонну FOB/DAP).

Европейские компании по-прежнему предлагают горячекатаные рулоны по 620-640 евро за тонну EXW, но эти котировки не получают поддержки со стороны потребителей, нацеленных на понижение. По данным трейдеров, некоторые производители готовы продавать горячий прокат дешевле 600 евро за тонну EXW.

Металлургам, которым в апреле придется столкнуться с весьма чувствительным повышением цен на сырье, остается только надеяться на то, что с началом нового квартала рынок все-таки обретет “второе дыхание”, а дистрибуторы и конечные потребители возобновят закупки. Правда, по данным европейских аналитиков, складские запасы в регионе (а также в странах Ближнего Востока) достаточно велики, чтобы покупатели могли себе позволить не менее чем месячную паузу.

Между тем на рынке длинномерного проката ситуация относительно стабильная. Турецким компаниям пока не удалось поднять экспортные котировки на арматуру выше 660 долларов за тонну FOB, но и понижение им не грозит. В последнее время спрос на конструкционную сталь в ближневосточных странах, не затронутых беспорядками, несколько возрос, а в конце марта повышение покупательской активности ожидается и в Иране. Кроме того, многие компании переориентировались на внутренний рынок, также подающий определенные признаки жизни.

На этой волне и поставщики заготовок из СНГ намерены увеличить стоимость своей продукции по апрельским контрактам до 620-630 долларов за тонну FOB. По их мнению, несколько вялый спрос вполне уравновешивается ограниченным объемом предложения.

Удар по руде

В настоящий момент землетрясение в Японии ощутимее всего повлияло на спотовый рынок железной руды. По мнению аналитиков, каждый месяц простоя меткомбинатов в Японии снижает объем потребностей в этом сырье на 2,5-3 млн. тонн. Эти опасения наложились на уже испытываемые рынком проблемы, связанные с сокращением объемов китайского импорта руды в последние несколько недель, что и привело к резкому падению цен. Стоимость 63,5%-ного индийского концентрата к концу прошлой недели сократилась до менее 170 долларов за тонну CIF Китай, т.е. до ноябрьского уровня. По мнению аналитиков, спад может продолжаться до апреля и остановиться только на отметке 150 долларов за тонну CIF.

Японские компании приобретают необходимую им железную руду по долгосрочным контрактам, однако аналитики опасаются, что в связи с временной приостановкой работы меткомбинатов металлурги объявят форс-мажор, что приведет к появлению излишков сырья, которые будут отправлены на спотовый рынок. На прошлой неделе уже сообщалось, что несколько судов с рудой для Японии были перенацелены на китайские порты. Между тем китайские компании совершенно не торопятся приобретать новые партии сырья. По оценкам национальной металлургической ассоциации CISA, запасы руды в китайских портах в конце первой декады марта достигали 90 млн. тонн, тогда как средний показатель в прошлом году равнялся 70-75 млн. тонн.

Тем не менее, специалисты считают, что снижение спотовых цен на руду будет все же временным явлением. Как прогнозируют китайские эксперты, в этом году импорт железорудного сырья в страну снова начнет увеличиваться и достигнет примерно 660 млн. тонн — на 6% больше, чем прошлогодние 619 млн. тонн. При этом дефицит на мировом рынке железной руды, по мнению специалистов, сменится избытком не раньше 2013 года.

Источник: УкрРудПром


ДРУГИЕ НОВОСТИ МЕТАЛЛУРГИИ НА UAS.SU:


СТАТЬИ

ПОПУЛЯРНОЕ

КОНФЕРЕНЦИИ

КНИГИ