МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЕ ЗАВОДЫ

ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ СЕРВИСНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ФУТЕРОВОК ТЕПЛОВЫХ АГРЕГАТОВ В ОАО "ЧЕЛЯБИНСКИЙ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ КОМБИНАТ"

Л. М. Аксельрод1, М. Х. Шаимов2, В. Г. Валитов2, А. Г. Левада3, Ю. Л. Денисов3, Г. В. Целых3(25.12.2010)
1 ООО “Группа “Магнезит” (г. Сатка, Россия),
2 Филиал ООО ММС (г. Челябинск, Россия),
3 ОАО “Челябинский металлургический комбинат” (г. Челябинск, Россия)

Внедрен и успешно функционирует проект ОАО ЧМК по сервисно-логистическому обслуживанию футеровок тепловых агрегатов в режиме “фул-сервиса” с привлечением в качестве исполнителя специализированного подразделения ООО “Группа Магнезит” — ООО “Магнезит Монтаж Сервис”. Показаны преимущества реализации проекта на опыте электросталеплавильного производства.

Возросшая необходимость оптимизации производства и повышения производительности труда определила как одно из направлений расширение услуг сторонних организаций в выполнении тех или иных непрофильных работ (аутсорсинг). Для производителя продукции, в данном случае огнеупорных материалов, все большее значение приобретают вопросы не только цены и качества продукции, определяемых потребителем, но и качества организации взаимодействия с потребителем. При этом формируется понимание того, что сбыт должен держаться не на связях с “нужными людьми”, а подчиняться экономической целесообразности, что необходима модернизация работы с клиентами в направлении предоставления им интегрированного предложения огнеупорных материалов и услуг с учетом специфических нужд. В структуре затрат в производстве чугуна, ферросплавов и стали в 2009 г. работы и услуги производственного характера, выполненные сторонними организациями, составили всего 5,1 % [1]. Интерес к передаче части работ для выполнения сервисной компанией базируется на стремлении повысить их эффективность, на учете потребителем не только текущих, но и скрытых издержек, связанных с выполнением тех или иных работ собственными силами.

Принципиально сервисно-логистические услуги могут осуществляться различными структурами, наиболее распространен в металлургии так называемый внутрикорпоративный сервис. В этом случае из существующих на металлургическом предприятии структур, причастных к выполнению футеровочных и ремонтных работ, формируется дочерняя структура. При этом объективно сохраняется вся система их выполнения от приобретения материалов до ломки футеровки и оплаты обычно по сметам осуществленных работ. В качестве сервиса в этом случае допускается инжиниринговое обслуживание работ организациями — поставщиками огнеупоров: разработка схем футеровок, контроль за выполнением работ, мониторинг службы без оказания влияния на сам процесс эксплуатации.

Наиболее радикальной сервисно-логистической схемой оказания услуг представляется схема, реализованная на многих зарубежных предприятиях, где в сервис передаются все металлургические агрегаты цеха, предприятия либо конкретные агрегаты, например вакууматоры, сталеплавильные печи, желоба в доменном производстве и др. В этом случае потребитель услуг обычно проводит тендер между потенциальными кандидатами на выполнение работ, оговаривая условия. Стандартными являются оплата огнеупоров по мере, а иногда и по результатам их использования, хранение огнеупорных материалов на складе сервисной компании или в арендуемых этой компанией складских помещениях, обеспечение необходимым оборудованием (торкрет-машинами, бетоносмесителями, отрезными стаканами), страховка ответственности и т. д. В этом случае неизбежен подробный договор, включающий соглашение о разделении зон ответственности. Существует и множество промежуточных вариантов моделей сервиса. В любом варианте контроль за выполнением работ, согласование проекта и используемых материалов, контроль за качеством выполненных футеровок осуществляются специалистом предприятия, которому оказывается услуга.

ООО “Группа Магнезит”, имея многолетнюю компетенцию в производстве огнеупоров, проектировании футеровок тепловых агрегатов, располагая специалистами, эффективно выполняющими роль руководителей при осуществлении футеровочных работ и способными проанализировать результаты службы тепловых агрегатов, с 2006 г. начала внедрение технологии сервисных услуг на предприятиях — потребителях огнеупоров. ООО “Магнезит Монтаж Сервис” (ММС) было сформировано из части службы отдела главного механика ОАО “Комбинат “Магнезит” (на комбинате 14 вращающихся печей обжига магнезита, восемь туннельных печей, шахтные и периодические печные агрегаты и др.) и Управления инжиниринга ООО “Группа Магнезит” с целью оказания услуг по квалифицированному выполнению футеровок не только комбинату, но и сторонним организациям. Вначале это были вращающиеся печи, циклоны, холодильники для цементного производства [2] и агрегаты для предприятий цветной металлургии [3]. Накопленный опыт позволил предложить сервисные услуги ОАО “Челябинский металлургический комбинат” (ЧМК). Впервые в черной металлургии на протяжении двух лет осуществляется на практике фулсервис — полномасштабное сервисно-логистическое обслуживание ряда агрегатов ОАО ЧМК, составляющих единую технологическую цепочку. В настоящей статье освещен приобретенный опыт.

В середине 2008 г. на базе компании ООО “Магнезит Монтаж Сервис” (ММС), входящей в ООО “Группа Магнезит” — крупнейшего поставщика огнеупорной продукции основного состава в России и ближнем зарубежье, — создан филиал в г. Челябинске с целью внедрения на ЧМК проекта по сервисному обслуживанию футеровок тепловых агрегатов. Важную роль сыграло и то, что Группа “Магнезит”, чьи огнеупоры широко используются в агрегатах ЧМК, зарекомендовала себя надежным поставщиком огнеупоров и инжиниринговых услуг. Кроме того, ее основные производственные площадки — ОАО “Комбинат “Магнезит” и ООО ММС, как и ОАО ЧМК, — находятся в пределах Челябинской области. Благодаря опыту специалистов группы и иным факторам, определенным руководством ОАО ЧМК, челябинский филиал ММС выиграл открытый тендер на сервисное обслуживание.

С целью отработки вопросов организационного, технологического, финансово-экономического плана руководством ЧМК было решено реализовать проект сервисного обслуживания сторонней организацией в электросталеплавильном цехе № 2, в составе которого 100 т ДСП повышенной удельной мощности, агрегат ковш-печь (АКП), порционный вакууматор. Сталь разливается с использованием 130 т сталеразливочных ковшей. В сутки выплавляется, подвергается внепечной обработке и разливается на четырех разливочных площадках 24 – 26 плавок.

ММС согласно договору с ЧМК получает оплату в зависимости от объема произведенной в ЭСПЦ-2 стали и при этом выполняет следующий комплекс услуг на всех тепловых агрегатах цеха:

  • разработка проектов футеровок, модернизация этих проектов по мере накопления информации в процессе мониторинга службы огнеупоров в агрегатах и с учетом корректировки технологических задач специалистами цеха (руководством ЧМК). Все новые проекты проходят согласование с техническими службами ОАО ЧМК;
  • обеспечение огнеупорными материалами в соответствии с согласованными проектами, включая логистику доставки этих материалов как поставки Группы “Магнезит”, так и других производителей огнеупорных материалов;
  • обеспечение за свой счет необходимым для выполнения футеровочных работ оборудованием;
  • футеровочные работы и ремонты футеровок тепловых агрегатов специалистами ММС; если работы проводились силами подразделений ЧМК, осуществлялся контроль. С марта 2010 г. все работы в ЭСПЦ № 2 выполняются только силами ММС. Более того, эти же специалисты привлекаются для футеровочных работ в других цехах основного и вспомогательного производств ЧМК;
  • контроль за эксплуатацией агрегатов, включая мониторинг в процессе их эксплуатации, с целью устранения нарушений, отрицательно влияющих на стойкость огнеупоров.

Филиал ООО ММК обеспечивает комплекс гарантийных обязательств, включая финансовые, за весь объем работ. Гарантии носят обоснованный характер с последующей материальной ответственностью перед заказчиком и базируются на стабильности качества используемых материалов с обязательным контролем технологии выполнения футеровочных работ и технологии эксплуатации. В этом одно из главных отличий выполняемых ММС работ от типовых подрядных работ по футеровке агрегатов из материалов, предоставляемых заказчиком. Другое отличие — это стремление к минимизации удельных затрат на огнеупоры и на работу с ними, что зафиксировано в договоре.

К непосредственному выполнению обязательств согласно договору ООО ММС приступило в октябре 2008 г. в сложных условиях финансового кризиса, сопровождавшегося известным падением объемов производства, в том числе и на ЧМК. Первый этап работы по сервису предусматривал разработку проектов футеровок тепловых агрегатов и обеспечение соответствующими огнеупорами. Специалисты УОР (Управления огнеупорными работами) ОАО ЧМК осуществляли контроль за работами, эксплуатацией огнеупорных футеровок и выполнением гарантийных обязательств. Несмотря на временные трудности по оплате предоставленных услуг со стороны ОАО ЧМК (эта проблема была общей для всех предприятий черной металлургии), стороны успешно реализовывали техническую часть договора. Убедившись в надежности контрагента, ЧМК доверил все футеровочные работы на агрегатах, переданных в сервис специалистам ММС с марта 2010 г.

Положительный эффект от внедрения данной схемы взаимоотношений стал заметен через несколько месяцев совместной работы специалистов наших компаний. Например, с внедрением комплекса мероприятий, разработанных и внедренных совместно специалистами филиала ООО ММС и ОАО ЧМК, стойкость футеровки сталеразливочных ковшей в ЭСПЦ-2 увеличилась на 30 % и составила 55 – 56 плавок. К концу 2009 г. не произошло увеличения удельных затрат ЧМК на огнеупоры на агрегатах, находящихся в сервисе у ММС, несмотря на некоторое фактическое удорожание самих огнеупорных материалов. Следует особо отметить, что то, чего боялись скептики, не произошло: за весь период сервисного обслуживания увеличения простоев сталеплавильных агрегатов по вине ММС не было.

Сотрудничество ЧМК и ММС носит творческий характер. Используя инжиниринговые возможности, специалисты ММС в сжатые сроки по заказу ОАО ЧМК спроектировали с подбором отечественного огнеупорного материала, который не производится на предприятиях Группы “Магнезит”, и выполнили футеровку огнеупорных сводов нового двухпозиционного АКП № 3 в кислородно-конвертерном цехе. Длительная эксплуатация (более полугода) агрегата подтвердила правильность технических решений и не вызывает нареканий со стороны технологического персонала. В настоящее время закончены работы и на ряде объектов в ЭСПЦ № 6 — на строительстве нового вакууматора в комплексе с АКП и МНЛЗ.

Возможности сервисной компании постоянно расширяются, этому способствует хорошая научная и производственная база Группы “Магнезит”, а так же многолетний опыт ее специалистов, постоянно пополняемый в процессе выполнения работ на агрегатах ЧМК, и других предприятий отрасли. Убедившись в надежности и экономической эффективности сервисно-логистических услуг ООО ММС, ОАО ЧМК подписало договор на сервисное обслуживание футеровок агрегатов ЭСПЦ № 2 на следующие три года.

Заключение

ОАО “Челябинский металлургический комбинат”, заключив договор на комплексное сервисное обслуживание ряда агрегатов с челябинским филиалом ООО “Магнезит Монтаж Сервис”, получило следующие преимущества:

  • сокращен объем складских запасов с высвобождением части оборотных средств;
  • снижены численность и затраты на содержание персонала, занятого футеровочными и ремонтными работами при гарантии нормативной стойкости кладки;
  • уменьшены удельные затраты на применение огнеупорных материалов в технологическом процессе выплавки и разливки стали;
  • руководство ОАО ЧМК получило возможность концентрировать внимание на основном бизнесе — производстве металла;
  • накоплен практический опыт внедрения нового метода ведения бизнес-процесса, позволяющий снизить затраты на производство товарной продукции и расширить эксперимент по сервисному обслуживанию различных тепловых агрегатов металлургического производства.

Библиографический список

1. Основные показатели работы черной металлургии России в 2009 г. Черная металлургия : Бюл. НТИ. 2010. Апрель. С. 5 – 24.

2. Аксельрод Л. М., Пономарев А. В., Комаров В. С., Хадыев В. Т. Комплексное обслуживание тепловых агрегатов в цементной промышленности // Пятая междунар. конф. по цементу “ПЕТРОЦЕМ” (Россия, Санкт-Петербург, 20 – 22 апреля 2008 г.), С.Петербург, 2008. С. 150 – 153.

3. Аксельрод Л. М., Верзаков В. А., Лаптев А. П. и др. Сервисные услуги поставщика огнеупоров — путь повышения эффективности производства // Цветные металлы. 2010. № 8. С. 33 – 36.


СТАТЬИ

ПОПУЛЯРНОЕ

КОНФЕРЕНЦИИ

КНИГИ