АРХИВ НОВОСТЕЙ

С новыми ценами!

21.01.2011 Галина Резник

Стабильный рост потребления железной руды в Китае обеспечивает постоянный дефицит этого сырья. Контрактные цены на первый квартал подскочили на 8,8%, а спотовые взяли очередной барьер — 180 долларов за тонну.

Разумеется, потребители не в восторге от этого подъема, но единственное, что они могут делать на монополизированном рынке — это жаловаться своим правительствам на диктат поставщиков. Однако власти не способны помочь своим сталелитейным компаниям, и функция спасения утопающих, как водится, возложена на них самих. Понятно, что в условиях дефицита ограничить аппетиты поставщиков невозможно, а рост предложения, который происходит главным образом за счет расширения мощностей горнорудных юниоров, несоизмеримо мал и не может скомпенсировать повышение спроса.

Правда, правительство Китая прилагает серьезные усилия, чтобы сократить объемы импорта руды. В стране созданы стимулы для расширения собственной добычи, кроме того, под лозунгом экономии энергии многие сталеплавильные заводы остановлены. Компании-владельцы в это время реализовывали ранее накопленные запасы. Однако эти попытки увенчались весьма ограниченным успехом: когда компании исчерпали запасы и ринулись их пополнять, произошел новый скачок. В ноябре импорт руды увеличился на 25% по сравнению с октябрем, а в декабре он увеличился до 58,1 млн. тонн с ноябрьских 57,4 млн. тонн. Тем не менее, в целом в 2010 году импорт руды в Китай сократился на 1,4% — до 618,6 млн. тонн. Это первое сокращение китайского импорта руды после 1998 года, сообщило агентство Bloomberg. Однако сокращение импорта практически не сказалось на ценах.

Для роста цен на сырье есть и другие причины. Стивен Рэндалл, управляющий директор Steel Index, предсказывает, что среднегодовая цена в 2011 году превысит 150 долларов за тонну, докризисную цену 2008 года. Тогда мартовский пик в 200 долларов в разгаре сырьевого бума был скомпенсирован резким спадом в конце года. “Ключевые факторы в текущем году — повышение выпуска стали и цен на нее. В ближайшие несколько месяцев Китай увеличит объемы производства”, — говорит Рэндалл. А рост цен на сталь создает стимулы для закупок руды.

Сейчас железную руду в Китае предлагают по 180 долларов за тонну. В последний раз цены добирались до этого уровня в апреле 2010 года (186 долларов). Эксперты объясняют этот рост повышением спроса, поскольку производители хотят создать у себя запасы сырья перед Новым годом по китайскому календарю (2 февраля). Кроме того, сейчас производителям удается проводить повышение цен на стальную продукцию, и они стремятся закупить руду, пока цены не выросли еще больше. Тенденция к повышению просматривается вполне отчетливо. Так, в третьем квартале 2010 года затраты на сырье десяти крупнейших сталелитейных компаний составили 45% чистых продаж, увеличившись на 3% по сравнению с тем же периодом 2009 года. И ожидается, что эта доля затрат увеличится еще больше в 2011 году.

В этой ситуации китайский законодатель цен Baoshan Iron & Steel уже объявила о новом повышении цен (на 15 долларов за тонну) на основные виды своей продукции в февральских поставках. Это второе последовательное повышение после стабильности в ноябре и декабре. Понятно, что аналитики объясняют его ростом затрат, а не спроса на стальную продукцию, поскольку зимой в строительной отрасли Китая активность затихает. Вместе с тем, эксперты говорят, что в январе китайский выпуск нерафинированной стали сократится (после 5%-ного скачка в декабре) из-за зимнего дефицита энергии, а главное — из-за роста затрат на сырье. Пытаются повышать цены и другие азиатские производители — в ожидании роста цен на коксующийся уголь до 300 долларов за тонну.

Тем временем дефицит железной руды может значительно вырасти. Возможно дальнейшее сокращение индийского экспорта, поскольку правительство штата Орисса предлагает федеральным властям ввести полный запрет на экспорт руды. Если это произойдет, с китайского рынка будет изъято около 100 млн. тонн руды, что соответствующим образом отразится на ценах. С января по ноябрь Австралия, Бразилия и Индия обеспечили 80% китайского импорта руды, еще 9% пришлось на долю Южной Африки, Ирана и Украины. Разумеется, если Индия таки введет запрет на экспорт, китайцам придется увеличивать закупки в Бразилии и Австралии.

Однако в декабре возникла новая проблема: ливневые дожди в Австралии привели к масштабному наводнению в штате Квинсленд, и производители угля объявили форс-мажор по поставкам. Разумеется, это вызвало обоснованные опасения, что аналогичная ситуация может возникнуть и с железной рудой. По данным Macquarie Securities, в 2010 году из портов в Пилбаре отгружалось в среднем по 1,05 млн. тонн руды в день, что составляет 38% мировых поставок. Аналитики компании отмечают, что “продолжительное закрытие рудников или повреждения от шторма потенциально могут оказать значительный эффект на баланс мирового рынка”.

А сейчас эксперты полагают, что погодные катаклизмы в Бразилии могут нарушить экспортные планы Vale на февраль. По прогнозу Steel Index, в феврале экспорт железной руды из Бразилии может сократиться на 30%. В комбинации со снижением поставок из Индии и повышением спроса из-за стремления китайских производителей запастись сырьем до китайского Нового года эти перспективы могут привести к росту цен до 200 долларов за тонну — уровня, зарегистрированного во времена железорудного бума в 2008 году. И этот прогноз вполне реалистичен. По данным китайского консалтингового агентства Mysteel, индийская железная руда (63,5% железа) предлагается уже по 190 долларов за тонну.

Источник: УкрРудПром


ДРУГИЕ НОВОСТИ МЕТАЛЛУРГИИ НА UAS.SU:

Дешево и быстро

Залита первая тысяча кубометров бетона на строительстве метзавода "Северстали" в Саратовской области

Три года в строю

Дорогой ресурс

«Норникель» развивает пирометаллургическое производство НМЗ


СТАТЬИ

ПОПУЛЯРНОЕ

КОНФЕРЕНЦИИ

КНИГИ