НЕПРЕРЫВНАЯ РАЗЛИВКА

АНАЛИЗ УКРАИНСКОГО РЫНКА МЕТАЛЛИЧЕСКОГО ЛОМА. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ.

Л.Ю. Назюта, д.т.н., проф.
ПГТУ, г. Мариуполь, Украина
23.12.2010

В Украине, промышленное производство которой ориентировано на экспортные поставки продукции черной металлургии, проблема цены, качества и доступности металлического лома для основных производителей металла стоит особенно остро.

Статус лома неоднозначен. С одной стороны, металлолом является одним из основных сырьевых материалов металлургического производства. В зависимости от способа выплавки стали доля лома в шихте сталеплавильных агрегатов различна. Максимальное количество лома потребляют электросталеплавильные агрегаты (более 85 % от массы металлошихты), минимальное - кислородные конвертера с расходом лома 200-250 кг/т стали. Поэтому в Законе Украины «О металлоломе» сказано, что «металлолом является наиболее важным стратегическим и энергосберегающим сырьем для металлургического производства».

С другой стороны, согласно ст. 1 этого Закона «металлолом – непригодные для прямого использования изделия… и остатки производства», но на которые согласно ст. 2 не распространяется Закон Украины «Об отходах».

Лом продолжает оставаться наиболее экономичной составляющей шихты. В общей структуре себестоимости стали доля стального лома составляет 8-15 %. В результате использования металлического лома при производстве стали значительно сокращается расход первичных сырьевых (железорудных) материалов и топлива (кокс, природный газ), сокращаются выбросы парниковых газов. Переработка (рециклинг) лома необходима с экономической и экологической точек зрения. Эффективность его использования зависит от цены и качества - химического состава, плотности и других физико-технических свойств. Возможно поэтому в развитых промышленных странах расход лома в шихте сталеплавильных агрегатов (в основном за счет увеличения объема электросталеплавильного производства) постоянно увеличивается.

Так, например, в странах ЕС за пять лет расход лома увеличился на 38 кг и в 2000 г составил 558 кг/т стали. В Украине, наоборот, за аналогичный период времени он сократился – на 58 кг и в 1999 г составил 346 кг/т стали. При этом расход лома в шихте кислородных конвертеров, несмотря на высокую активность научных исследований, направленных на его увеличение, постоянно снижается. За 20 лет с 1980 по 2000 гг. в США он сократился на 14 - 15 %, во Франции, Италии и Великобритании – почти в два раза. В Украине за 15 лет с 1990г. расход лома в шихте конверторов снизился на 54,5 кг/т стали (19,8% абс.)[1].

Структура сталеплавильного производства, а также динамика изменения расхода металлошихты на производство стали (в т.ч. выплавляемой конвертерным и электросталеплавильным способами) на предприятиях черной металлургии Украины представлена в таблицах 1 и 1а.

Таблица 1. Структура металлургического производства и расход основных видов металлошихты на производство стали на предприятиях ЧМ Украины

Структура металлургического производства и расход основных видов металлошихты на производство стали на предприятиях  ЧМ Украины

Таблица 1а. Расход металлошихты на производство электростали на предприятиях ЧМ Украины

Расход металлошихты на производство электростали на предприятиях  ЧМ Украины

Она свидетельствует о том, что практически все металлургические предприятия полного цикла за последние 16 лет увеличили расход жидкого чугуна на выплавку конвертерной и мартеновской стали.

Рынок лома черных металлов считают глобальным. Рост мирового производства стали обуславливает сохранение высокого спроса на лом, высокие транспортные затраты (из-за низкой плотности товарной продукции) - постоянные тенденции к его удорожанию.

По информации IISI (Международного института чугуна и стали) в мире было выплавлено в 2008 г –1219,7 млн. т стали. Такой объём производства жидкой стали потребовал значительный объем производства передельного чугуна - 927,1 млн. т и восстановленного железа (DRI) до 56,77 млн. т.

В 2003 году мировое потребление лома оценивается величиной около 380, а мировая торговля ломом - 63 млн.т. В 2005 году потребление лома возросло и составило более 462 млн. т. [2, 3].

На рисунке 1 показаны три основные торговые площади для международной торговлей ломом: Европа (ЕС-25), Северная Америка и Азия, а также поток лома между странами с различным уровнем развития промышленности. Как следует из представленных данных, основные потоки лома направлены в развивающиеся страны ЮВА и Турцию [2].

Торговые  площадки  и потоки  международных  рынков  лома

Рисунок 1. Торговые площадки и потоки международных рынков лома

Развивающиеся страны (Китай, Южная Корея, Индия и др.), которые не имеют значительных источников амортизационного лома, повышают закупочные цены и стимулируют экспортные поставки из других стран. В 2004 г импорт лома в эти страны составлял более 20 млн.т., из них 2,5 млн. т. - из Украины. В последующий период импорт лома в страны Юго-Восточной Азии увеличился. Ожидают, что высокие темпы роста стали в развивающихся странах (производственные мощности Китая в начале 2010 г достигли рубежа 600 млн. т., ожидаемые обьёмы производства стали в Индии к 2012г. составят более 125 млн. т. в год) могут коренным образом изменить ценовую политику (соотношение цен) на основные виды металлургического сырья – передельный чугун, лом и железо прямого восстановления.

При этом, по мнению аналитиков, на рынке металла лом является единственным товаром, поставки которого невозможно увеличить в соответствии с ростом потребления и поэтому наблюдается его постоянный дефицит.

Украинский рынок лома более закрыт (значительная часть сделок находится в тени), имеет свои особенности и характеризуется относительной нестабильностью структуры, объемом поставок и качеством продукции.

Ситуация осложняется тем, что существующая статистическая информация и, особенно, методика оценки металлофонда (инвентарный, инвестиционный, металлоёмкостный, балансовый методы) не позволяет точно определить многие параметры, в т.ч. реальный потенциал образования лома и его доступность основным потребителям [4].

Не оспаривая ту или иную методологию оценки металлофонда, следует отметить влияние на объемы заготовки лома некоторых факторов. Среди них высокий уровень капитализации входящих в состав ГМК Украины основных производственных мощностей, различную форму собственности субъектов хозяйственной деятельности в сфере покупки и продажи лома, а также процессов глобализации и активную деятельность на украинском рынке лома транснациональных компаний (ТНК).

При этом лом подразделяют на производственный (оборотный) и заготавливаемый (поставляемый) специализированными ломозаготовительными организациями. В свою очередь этот лом состоит из амортизационного, отходов металлообработки и бытового. В Украине доля амортизационного лома составляет более 70 %, отходов металлообработки – 20 % от общего объема заготовки [5].

Величина ресурсов амортизационного лома зависит от объема металлофонда, а оборотного лома - от структуры сталеплавильного производства. В связи с переходом на непрерывную разливку стали, потребность предприятий черной металлургии в ресурсах лома в два раза превышает объём внутризаводского оборота. За последние 20 лет в Украине доля оборотного лома в общих ресурсах резко снизилась.

В таблице 2 по данным открытых источников представлен баланс украинского рынка лома за период 2004-2009 гг. За этот период в результате перехода большинства предприятий на непрерывную разливку стали резко снизился объем образования оборотного лома (на 1,1 млн. т. или 16,5 % абс.). Образовавшийся дефицит лома не может быть покрыт за счет увеличения доли амортизационного лома. Главная причина слабого использования этого вида лома – недостаточное обновление основных фондов предприятий из-за отсутствия свободных средств.

Таблица 2. Баланс украинского рынка металлолома в 2004-2008 гг.

Баланс  украинского  рынка  металлолома  в  2004-2008 гг.

Доля амортизационного лома в шихте сталеплавильных агрегатов индустриально развитых стран различна. В конце 20 века в странах Западной Европы она составляла около 45 %, в России – более 50 %, [6, 7]. В Украине – в 1995 г она составила в среднем 65,3 %, в 2002 г – 54,4 % (при колебаниях параметра на отдельных предприятий 27-56 %) от общего расхода лома. [4].

Таблица 3. Объём заготовки лома по регионам и областям Украины в 2002 г. (ранжировано по убыванию объёмов заготовки) [4]

Объём  заготовки  лома  по  регионам  и  областям  Украины  в  2002  г. (ранжировано    по  убыванию  объёмов  заготовки)

В связи с высоким уровнем экспортной составляющей черной металлургии (на протяжении 18 лет более 80 % металлопродукции вывозится из страны) металлофонд Украины и, соответственно, потенциал ломообразования постепенно сокращается. За последние годы из страны с готовой продукцией экспортировано более 20 млн. т ранее собранного металлолома.

В 2005 году общий металлофонд Украины оценивался величиной 360-365, в 2007 году – 330-345 млн. т. металлолома, входящего в основные фонды промышленных предприятий. Металлофондом распоряжаются различные организации: Фонд Имущества, Министерство обороны, «Укрзализныця», а также корпоративные собственники. При этом, доля легкодоступного металлолома в структуре общего металлофонда не превышает 5-6 % [5].

Основная часть металлофонда практически недоступна основным переработчикам лома. Крупнейшие владельцы амортизационного лома, такие как, например, Фонд имущества, не спешат продавать его третьим лицам, так как затраты на его извлечение не всегда окупаются. Металлолом, образованный в результате утилизации военной техники не перерабатывается в полной мере. Это делает украинский рынок металлолома недостаточно привлекательным для крупных инвесторов.

Для нормализации ситуации на рынке вторичных черных металлов в Украине приняты меры на законодательном уровне (закон «о металлоломе»), меры организационного характера (создана Украинская Ассоциация вторичных металлов - «УАВтормет»), введены таможенные пошлины на экспорт лома, повышены коэффициенты железнодорожного тарифа на экспортный лом по сравнению с тарифами на металл и сырьевые материалы. В 2004 г вводится новый, разработанный «УАВторметом», ДСТУ 4121-2002 на лом черных металлов. Поэтому, на протяжении нескольких лет по оценкам специалистов ПХО «Металлургпром», на украинском рынке лома в докризисный период существовал относительный баланс между потреблением, сбором и переработкой лома. В 2004 г потребности металлургических предприятий в ломе черных металлов были удовлетворены на 105,5%. В последующие годы, несмотря на существенное снижение экспорта лома, обеспеченность металлургических предприятий этим видом сырья постоянно снижалась. В 2005 г она составила 89,7, в 2007 г – 87,2, в 2009 г – 82,4 % от заявляемой потребности.

Постоянный дефицит лома испытывает ММК им. Ильича, который не вошел в существующие финансово-промышленные группы (ФПГ). На примере этого комбината в дальнейшем будут рассмотрены некоторые вопросы снабжения лома и затрат на его приобретение. Баланс лома, обеспеченность предприятия этим сырьём и количество фирм-поставщиков в условиях этого комбината за период 2002-2009 гг приведен в таблице 4.

Таблица 4. Баланс и технико-экономические показатели поставок лома в условиях ММК им. Ильича

Баланс и технико-экономические показатели поставок лома в условиях ММК им. Ильича

Анализ показывает, что основные потребности в ломе на протяжении многих лет комбинат покрывает за счет собственных источников оборотного лома, доля которого в общем потреблении составляет 66-74 %. А переход на крупных поставщиков лома (логистических посредников) не оказал существенного влияния на объёмы поставок. Дефицит лома сохранился, для его покрытия предприятие стало использовать металлизованное сырьё - железорудные брикеты, расход которых в мартеновском производстве составил 115-144 кг/т стали.

Основная причина дефицита лома по мнению ПХО «Металлургпром» состоит в том, что «заготовка, переработка и подготовка вторичных черных металлов как товарной продукции не объединены в единый технологический процесс. Ранее мощная специализированная сеть Вторметов разрушена и в настоящее время преобладают транзитные технологические цепочки поставки металлолома конечным потребителям [9].

Руководство «УАВтормет» считает, что в Украине, несмотря на приоритетное развитие металлургической отрасли необходимо развивать рыночные отношения между всеми субъектами хозяйственной деятельности. Металлолом стал товаром, и главная задача предпринимателей стала его выгодно продать. Этим объясняются экспортные поставки лома в 2004-2005 г, сезонные колебания цен и др. По мнению исп. директора «УАВтормет» В. Крамера экспорт лома является важнейшим фактором саморегуляции внутреннего рынка. Без этого рынок лома станет полем для одного игрока – внутреннего потребителя, т.е. перестанет быть рынком.

Согласно анализа, устойчивость рынка лома обеспечивают крупные специализированные, технически оснащенные предприятия. Экономически слабые фирмы, как правило, вывозят с мест наиболее доступный и не всегда качественный лом. Опыт промышленно развитых стран (США, Германия и др.) свидетельствует о необходимости укрупнения рынка лома [8].

Сегодня в Украине лицензионной заготовкой лома черных металлов занимается более 1700 субъектов предпринимательской деятельности (негосударственные предприятия с различной формой собственности). При этом на 142 предприятия приходится около 80 % оборота на рынке металлолома. Из них 125 компаний входят в «УАВтормет». В 2007 г 60-70 операторов заготавливали около 70 % стального лома [5]. Вместе с тем, несмотря на кажущуюся консолидацию субъектов, многие аналитики считают рынок лома черных металлов Украины коррумпированным.

Самыми активными поставщиками на рынке лома в Украине считают компании ООО «Евро Финанс ЛТД», «Прометей», «Керамет» а также подконтрольное корпорации «Интерпайп» ОАО «Днепровтормет».

Сокращение поставщиков лома, желание предприятий работать с минимальным количеством партнёров не всегда связанно с укрупнением рынка и улучшением качества продукции. Если в 2005г. поставки лома на комбинат «Азовсталь» осуществляли 12 фирм, на ММК им. Ильича – 114 фирм, то в 2008г 85-96% поставок обеспечили 1 и 2 фирмы, соответственно [20]. При этом, как и прежде, преобладали транзитные поставки с различных регионов. Качество лома существенно не улучшилось, а его цена стала сопоставима с себестоимостью жидкого чугуна.

При этом очень часто забывают об особенностях (структуре) образования металлического лома, как продукта. Структура украинского рынка лома, представленная в таблице 3, показывает, что заготовка амортизационного лома в стране резко дифференцирована. Около 75 % металлического лома заготавливается в Донецкой, Днепропетровской, Запорожской и Луганской областях. В этих промышленных регионах сосредоточены значительные запасы амортизационного лома и основные потребители этой продукции – рисунок 2. В областях где нет металлургических предприятий, а перевозка лома к потребителям из-за высоких транспортных затрат, в т.ч. железнодорожных тарифов невыгодна, большая часть лома не собирается. Экономический анализ показывает, что максимальная эффективность от использования лома наблюдается при его транспортировании на расстоянии не более 200 км. В Украине, наоборот, наблюдаются перевозки лома в тысячу и более километров. Учитывая низкую плотность неподготовленного лома (как правило, составляет менее 1, т/м3) транспортные расходы при существующей схеме обеспечения ломом составляют более 10 % от его стоимости. Так как статус лома не однозначен, на него не распространяются железнодорожные тарифы, действующие на отходы производства. Тарифы на железнодорожные услуги постоянно растут. Так, например, за короткий срок с 2002 по 2006 гг они возросли почти в несколько раз и продолжают увеличиваться. В 2001 г стоимость перевозки лома из Киева до Алчевска составляла 36,5, с июля 2004 г стоимость аналогичной перевозки лома составила 68,3 грн/т. В 2005 году железнодорожные тарифы увеличились на 13 %, в 2007 – на 18,3 %.

В условиях комбината им. Ильича средняя стоимость услуг железной дороги с учетом НДС составляла в 2005 г - 55, в 2006 г – 77, в 2007 г – 98, в 2009 - 200 грн/т лома. При этом, железная дорога не несет ответственности за сохранение груза и график подачи вагонов. По оценочным данным объемы хищений на железных дорогах ежегодно составляют 80-120 тыс. т. [5].

Чтобы оценить реальные затраты на доставку лома потребителю необходима не только реорганизация системы сбора и подготовки лома, но и мониторинг его движения от пункта сбора до потребителя. Это позволит существенно сократить долю транзитного лома в общем объёме заготовки.

Снижение транспортной составляющей позволит вовлечь в оборот значительные объемы металлолома, осевшие в Западных и Центральных регионах Украины и сократить экспорт этого сырья в страны, которые являются потенциальными конкурентами наших производителей готового металла на мировых рынках.

Строительство там мини-металлургических заводов с собственной базой ломопереработки может стать реальным фактором получения наибольших дивидендов от переработки лома и даст возможность использования трудовых ресурсов западных регионов.

Следует отметить, что повышенное внимание за рубежом к мини-металлургическим заводам с электросталеплавильным производством связанно не только с экономическим преимуществом этого способа переработки лома, но и высокой производительностью современных электродуговых печей, а так же экологической чистотой этого производства.

Что касается государственного регулирования рынка металлического лома (о чем настаивают металлурги), целью которого должно стать более полное обеспечение этим сырьем предприятий горно-металлургического комплекса, то оно вызывает сомнения.

Распределительная система обеспечения металлургических предприятий металлоломом (о которой постоянно говорят потребители этой продукции) снижает эффективность работы предприятия по сбору, заготовке и переработке лома. В конечном итоге это приведет к снижению объема заготовки этого сырья.

Металлолом такой же товар, как и другие изделия, образованные из него: сталь, автомобили, оборудование. Поэтому отношения между ломозаготовителями и потребителями лома должны строиться только на принципах рыночной экономики.

Об эффективности такой работы субъектов рынка вторичного металла свидетельствует опыт немецкой металлургии. Федерация ломоперерабатывающих предприятий Германии (BDSV) объединяет 800 предприятий и фирм различных форм собственности с оборотом более 10 млрд. EUR – самый большой отраслевой союз в Европе. При этом, это самостоятельная организация с минимальным контролем со стороны государства [5, 8].

Попытки отечественных металлопроизводителей сосредоточить весь металлофонд Украины в одних руках – государства не даст результатов, т.к. противоречат уже сформировавшейся в этом сегменте рынка структуре собственников.

Последнее связано с особенностями приватизации горно-металлургического комплекса, в том числе ломозаготовительных предприятий, которые не вошли в активы основных металлургических корпораций, а стали частной собственностью отечественного и зарубежного корпоративного бизнеса.

В то время когда владельцы металлургических активов строили вертикально-интегрированные схемы производства без учета ломозаготовки, произошла полная приватизация бывших предприятий Вторчермета (раннее построенных по региональному принципу) с образованием горизонтально-интегрированных объединений. Они ведут финансовую деятельность с учетом формирования мировых цен на свою продукцию (периоды активной экспортной политики) и получения максимальной прибыли от внутренних продаж. При этом финансовые результаты металлургических и металлоломных компаний несоизмеримы.

Следует отметить, что к украинскому металлофонду присматриваются не только отечественные металлопроизводители. Значительная часть металлоломного бизнеса в Украине принадлежит зарубежным компаниям и иностранным гражданам. По оценкам независимых экспертов около 25 % поставок лома в стране контролирует компания «Евро Финанс ЛТД» (управляющая компания – «Укрломпром»), которая владеет акциями 20 ломозаготовительных предприятий (в т.ч. «Киеввтормет», «Запорожский Втормет», «Тернопольский Втормет»). В 2005 г объем операций с ломом этой группы составил более миллиона тонн [10].

На втором месте – российская промышленно-финансовая группа «МАИР», которая владеет сетью предприятий, занимающихся заготовкой лома в Харькове, Николаеве, Виннице, Черкассах и Киевской области - «Укрметалпостач». «МАИР» контролирует работу 15 % украинского рынка лома черных металлов.

Украинский рынок лома постоянно укрупняется. Высокие транспортные расходы вынуждают мелких заготовителей уходить с рынка, а крупных пытаться переработать лом своими силами.

В этих условиях следует обратить внимание на возможность финансирования крупных ломозаготовителей и переработчиков лома собственных предприятий по его переплаву. Об этом свидетельствует строительство в Белой Церкви ООО «Евро Финанс ЛТД» мини-металлургического завода (производительностью 1,8 млн. т стали), а также ввод в эксплуатацию Кураховского мини-металлургического завода…(корпорации «Интерпайп»). Кроме того, в России в ближайшей перспективе планируется введение в эксплуатацию 14 новых мини-металлургических заводов, многие из которых ориентируются на украинский рынок лома.

Альтернативой этим процессам может стать оснащение ломозаготовительных предприятий печами по переплаву лома и других отходов чёрных металлов с получением полуфабриката высокой плотности (шихтовые слитки) для окончательного передела на металлургических комбинатах полного цикла [19].

Считают, что острота проблемы между отечественными поставщиками и потребителями лома может быть снята за счет консолидации всех субъектов металлургического рынка, в том числе за счет перехода компаний в вертикальную схему металлургического бизнеса. Так, например, финансово-промышленная группа СКМ в лице «Метинсвеста» контролирует образованную в 1997 году компанию «Прометей»; ИСД – активно развивающуюся компанию «Керамет».

По итогам 2007 г ЗАО «Керамет» находится на 15 месте среди предприятий черной металлургии, а ПФК «Прометей» занимает первое место среди поставщиков лома черных металлов конечным потребителям.

В 2009 г по данным Интернет источников, одно из крупнейших предприятий ГМК Украины ММК им. Ильича, производственные мощности которого составляют более 6 млн. т, начало формировать собственную сеть поставок лома с помощью крымской кампании ЧП «КВВМПУ».

Стремление металлургических компаний самостоятельно заниматься заготовкой лома свидетельствует о том, что они не согласны с качеством и уровнем цен на эту продукцию, желают контролировать объемы и качество металлолома и самостоятельно формировать конечную стоимость продукта.

В перспективе структура сталеплавильного производства в мире (в т.ч. в Украине) будет меняться. Рост объемов электростали потребует соответственного увеличения сбора и переработки амортизационного лома и, соответственно - повышения его качества.

Вместе с тем, качество лома поступающего на металлургические предприятия отрасли постепенно снижается. Это обусловлено не только отсутствием у ломопереработчиков современного оборудования, но и вовлечением в оборотный цикл (рециклинг лома) ранее не используемых видов – в т.ч. автомобильного лома. Современный легковой автомобиль на 6-8 % состоит из деталей, изготовленных из цветных металлов.

Оптимальная плотность лома для электросталеплавильного производства, при которой достигается минимальный расход электроэнергии и максимальная производительность печи составляет 1,3-1,4 т/м3. Минимальная плотность лома, которая приемлема для загрузки в сталеплавильный агрегат – 0,7 т/м3, плотность тяжеловесного (листового) лома составляет 3,6 т/м3 [12].

Обеспечить требуемую плотность и габариты лома нельзя без использования современного ломоперерабатывающего оборудования, которое имеют только крупные ломоперерабатывающие предприятия со специальными площадками под фундамент основного оборудования.

Применение современного оборудования для переработки лома (дробления, отсортировки и прессования) требует больших инвестиций. Поэтому стоимость качественного лома будет расти. Высокая стоимость переработанного лома может стать экономически неэффективной для переработки его конвертерным способом.

По данным [6] за период 2002-2006 гг. мировые цены на стальной лом сорта 2 выросла почти в 2 раза и составила 206-210 EUR/т. При этом в Германии стоимость лома в зависимости от конъектуры рынка составила 50-75 % от стоимости чугуна. В условиях МК им. Ильича в этот период среднегодовая цена лома возросла почти в 2,2 раза, достигнув уровня 200 USD/т. (без НДС и ж/д тарифа), что составило 63-79 % от себестоимости чугуна – таблица 4. По данным Российской ассоциации ломопереработчиков на внутренних рынках средняя стоимость лома составляла (USD/т): в 2004 г. – 182; 2005 г. – 190; 2006 г. – 214, в 2007 г. – 302 [17].

Стоимость лома на мировом рынке в начале 2010 г выросла на 30-35 %. Цена качественного лома типа «шреддед» на европейском рынке составила 450-455, на рынке Китая – 455-485 USD/т. В январе лом подорожал на 33-40 долларов за тонну. В это время кокс подорожал на 10, железная руда - на 5 долларов.

Таким образом, цена лома в Украине, России и других странах мира за исследуемый период с учетом качества и транспортных расходов примерно одинакова и подвержена влиянию роста стоимости основных энергоносителей.

Считают, что качество лома снижается в результате его рециклинга и накопления цветных металлов. Повышение требований к качеству лома по содержанию примесей цветных металлов особенно важно при производстве низкоуглеродистых и трубных марок стали.

Так, например, за 15 лет среднее содержание меди в металле «Днепроспецстали» увеличилось почти в 3 раза с составило 0,24-0,26 %. В условиях МК им. Ильича в результате использования цинксодержащих материалов (сталеплавильных шламов в шихте аглофабрики, обрези оцинкованного листа в шихте сталеплавильных агрегатов) наблюдаются значительные расстройства хода доменных печей, повышается содержание примесей цветных металлов в конечной продукции. В США значительная часть амортизационного лома из-за низкого качества вообще не используется для вторичной переплавки. Совершенствование процессов сбора, сортировки и подготовки может значительно улучшить его качество. Однако, энергоёмкость (затраты первичной энергии на переработку) и, соответственно, стоимость такого лома резко возрастет. Об этом свидетельствуют представленные в таблице 5 показаны затраты первичной энергии на сбор и подготовку наиболее востребованных сортов лома [18, 19]. При этом затраты энергии на подготовку тонны амортизационного лома почти в три раза превышают затраты энергии на подготовку оборотного лома и составляют 0,041 т.у.т. Приведенные данные не учитывают дополнительные затраты энергии при переработке в сталеплавильных агрегатах более загрязнённого амортизационного лома (увеличение продолжительности плавки, потери железа в связи с выходом большого количества шлака). При переработке автомобильного лома энергетические затраты возрастут в несколько раз.

Таблица 5 Удельные затраты энергии на сбор и переработку различных видов лома [18]

Удельные затраты энергии на  сбор и переработку различных видов лома

Для сравнения, затраты энергии на производство чугуна по данным этих авторов составляют 0,67 -0,82 т.у.т., а выбросы в аглодоменном производстве более 600 кг/т чугуна.

Металлурги среди основных причин низкого качества металлического лома считают отсутствие у операторов рынка необходимого оборудования. Продавцы - нежелание потребителей разграничивать товар по качественным характеристикам. По мнению ведущих операторов этого рынка ООО «Евро Финанс ЛТД» и «Дельта-Импекс» (г. Запорожье) инвестиции сдерживаются из-за низкой разницы в цене неподготовленного и переработанного лома, которая, по их мнению, должна составлять не менее 25 USD/т.

Закупка дорогостоящего оборудования (по оценкам специалистов полное оснащение одной площадки составляет более 1,5 млн. EUR) на переработку негабаритного низкосортного лома, окупаемость которого составляет несколько лет, не всегда оправдана, т.к. политика ценообразования в сфере продаж и закупок лома носит стихийный характер.

Так, например, базовая организация «Евро Финанс ЛТД» «Киеввтормет» недовольна окупаемостью первого и пока единственного в Украине «Шредера», производительностью около миллиона тонн в год (стоимость 5,5 млн. USD). Сейчас завод работает с 50-% ной загрузкой. Проект был ориентирован на внешний рынок. При пуске мини-металлургического завода в Белой Церкви «Шредер» должен себя полностью окупить. Но тогда основная масса подготовленного лома будет использоваться внутри фирмы и не поступит на металлургические предприятия Украины. В России на период 2008 г работало пять шредерных установок. Вторую установку «Шредера» (производительностью 40-60 тыс. т и стоимостью 1,5 млн. евро) итальянского производства планировал закупить «Вторметсплав», который планировал в Украине создать собственный холдинг из бывших Вторметов.

Вместе с тем, по мнению вице-президента «Евро Финанс ЛТД» продукция высокого передела и, особенно, (дробленный лом вида 13 типа «шреддед») пользуется большим спросом. Этим видом лома в 2007 г была покрыта потребность Молдавского МЗ, частично – Макеевского и Алчевского МК [5]. При постоянно повышающихся требованиях к стали, возрастают и требования к лому, как сырью для ее производства. Качество лома регламентируется особыми условиями на его поставку и перечнями сортов лома. Европейский перечень сортов лома с 1996 года ограничивает диапазон содержаний в нем примесных элементов: меди, олова, хрома, никеля и молибдена. Вместе с тем, в нем лом квалифицируется как «отход для утилизации». Это вносит существенные трудности в разработку требований к его качеству и, соответственно, в оценку цены различных сортов лома.

В Украине согласно ДСТУ 4121-2002 металлы черные вторичные приближены к международным стандартам. Углеродистый лом подразделяются на 2 класса. Первый (36 видов) – шихтовый, который без дополнительной переработки готов к использованию в сталеплавильных агрегатах. Второй (12 видов) – лом для переработки, в т.ч. порезки, дробления, пакетирования, брикетирования [13].

При этом следует отметить, что в Украине технологические процессы, используемые на предприятиях переработки лома, не соответствуют современным требованиям. Большая часть лома перерабатывается огневой резкой. Этот процесс требует значительных затрат энергии (9,5 м3/т – кислорода, 1,5 кг/т – пропан бутана) и сопровождается значительнымы выбросами пыли в окружающую среду – около 1,0 кг/т лома [19].

За рубежом огневая резка используется при разделке лома большой толщин. Основными методами являются разделительные - ножничная резка (позволяет получать пакеты плотностью 1,4-3,6 т/м3 [14]) и дробление легковесного лома.

В Европе и США часто используют так называемые мягкие пакеты (soft – bales) малой плотностью 0,6-0,8 т/м3 [15], которые затем направляют на шредерные установки. Основная масса крупногабаритного лома перерабатывается на гидравлических пресс - ножницах (Германия, фирма ORT).

Необходимо отметить, что электросталеплавильное производство, по сравнению с конвертерным, предъявляет более высокие требования к лому [11]. Так, например в 2006 году в условиях «ММЗ «Истил» (Украина) использовали более 20 сортов металлического лома стоимостью от 696 (лом стальной 5В3 н/г) до 5415 (лом стальной В26 габ.) грн/т., а также около 10 видов стружки в зависимости от вида по цене 537-3900 грн/т. и стальной скрап из шлаковых отвалов по цене 622 грн/т.

При производстве качественных сталей, в т.ч. низкоуглеродистых, требуется особо чистый по примесям и поэтому более дорогой лом. Все чаще его заменяют чугуном или металлизованными окатышами.

Лом является основным сырьем для производства стали и его состав будет меняться при изменении состава стали. По мнению иностранных аналитиков [8] для него необходимо периодически оставлять особые оборотные циклы. Считают, что в перспективе качество лома станет фактором, ограничивающим уровень его использования в шихте кислородных конвертеров. Неподготовленный лом может быть использован только для выплавки рядовых марок стали. Это потребует от ломопереработчиков принципиально новых способов его переработки, а от производителей – разработки бескоксовых технологий с высокой долей лома в шихте.

В настоящее время проблема обеспечения отечественной металлургии необходимым количеством качественного лома стоит особенно остро. Увеличение спроса на лом черных металлов сопровождается ростом цен. Механизм ценообразования зависит от структуры рынка лома, на котором обычно выделяют трех субъектов – ломосдатчиков, ломопереработчиков и потребителей лома.

Следует отметить, что динамика изменения цен на лом черных металлов имеет свои особенности. Изменения носят сезонный характер (рост цен начинается в марте – апреле, и снижается, а затем в конце лета увеличивается) зависят от тенденции на мировых рынках, в т.ч. цен на готовую продукцию структуры сталеплавильного производства и др.

Дефицит лома стимулирует опережающий рост цен на эту продукцию по сравнению с ценами на металл. Так, например, в 2001 – 2002 гг цены на сортовой прокат выросли на 30 – 50 %, на лом – почти в 2 раза. В настоящее время цена качественного лома на большинстве предприятий отрасли соизмерима с ценой на передельный чугун.

За рубежом чугун в результате высокой энергоёмкости стоит значительно дороже лома. В Украине невелирование цен на чугун и лом искажает реальные затраты на производство стали. Поэтому расход чугуна в шихте сталеплавильных агрегатов постоянно растет, а рециклинг металла снижается. В странах западной Европы, учитывая высокую энергоёмкость чугуна и экологическую нагрузку на окружающую среду аглодоменного производства, всё чаще выбор остаётся за ломом.

Какой из сценариев развития выберут украинские металлурги, покажет время. Но уже сейчас ясно, что проблемы с обеспечением металлургических предприятий полного цикла металлическим ломом не могут быть решены только за счет интеграционных процессов на рынке лома и консолидации всех субъектов металлургического рынка. Необходима полная реорганизация ломоперерабатывающей отрасли с наделением ей полномочий равноправного партнера большой металлургии.

Список использованных источников

1. Юзов О.В., Седых А.М.. Мировые тенденции образования и использования ресурсов металлолома//Металлург. – 2003. – № 5 – С. 55 – 56.

2. К.Ю. Шемме. Незаменимое сырье для черной металлургии//Черные металлы. – 2007. - №5 – С. 91-94.

3. А. Шейко. Глобальные регуляторы. Мировой опыт регулирования экспортных поставок лома черных металлов//Металл. – 2004 – № 7 – С. 32 – 36.

4. Экономические проблемы черной металлургии Украины: Монография/Под общ. ред. С.С. Аптекаря, А.И. Амоши. – Донецк: ДонГУЭТ, 2005. – 383 с.

5. А. Шейко. Обзор. Убрать лишнее//Металл. – 2008. - №3 – С. 40-48.

6. Читил М., Шарф Г. Варианты использования лома и маталлизованных материалов в сталеплавильном производстве//Сталь. – 1999. – № 7 – С. 32 – 34.

7. М.А. Крупина. Подготовка лома – проблемы и решения.//Металлург. – 2003. – № 5. – С. 51 – 54.

8. Эверс Р., Шолль В., Виллеке Р. Рынок лома и снабжение ломом черной металлургии Германии//Черные металлы. – 2003. – №9 – С. 49 – 53

9. А. Деев. Естественный отбор. Количество мелких ломозаготовительных фирм будет сокращаться//Металл. – 2003 – № 6 – С. 19 – 20.

10. http://www.vtorchermet.info/; http://ukrvtormet.com/.

11. А.Е. Селин. От лома до качественной стали//Электрометаллургия. – 2008. - №5 – С. 44-46.

12. Бруно Й.Й. Винтцек П,. Эффективная переработка металлолома //Металлург. – 2003. – № 2. – С. 60 – 61.

13. Национальный стандарт Украины ДСТУ 4121-2002. Металлы черные вторичные. Общие технические условия

14. Ж.П. Бира. Лом – устойчивое сырье для производства стали в будущем// Черные металлы. – 2003 – № 10 – С. 32 – 38

15. Способ переработки смешанного амотризационного лома. Презентация фирмы «Добро ГмбХ»//Металлург. – 2003 - №1

16. Филипп Ю.А., Штилль Г., Фолькхаузен В.. Экологические преимущества рециклинга металлопродукции//Черные металлы. – 2003. – № 12. – С. 63 – 66.

17. Гудим Ю.А., Зинуров И.Ю., Кисилев А.Д.. Существует ли альтернатива лому в электросталеплавильном производстве//Электрометаллургия – 2008 - №5. – С. 27-35.

18. Шульц Л.А., Дорошенко Н.В. Оборот лома чёрных металлов и его энерго-экологическая оценка//Сталь.- 2000.-№7-С. 80-83.

19. Н.В.Дорошенко. Проблемы использования амортизационного лома в металлургическом производстве//Сталь.-1999.-№3-С. 71-74.

20. И.И.Зайцев. И против «лома» есть приёмы//Металлургическая и горнорудная промышленность.-2009.-№3.-С. 75-76.


СТАТЬИ

ПОПУЛЯРНОЕ

КОНФЕРЕНЦИИ

КНИГИ