Украинская Ассоциация Сталеплавильщиков

Как стимулировать инвестора

20.04.2011 Владимир Рубцов

Для привлечения инвесторов в украинскую энергетику правительству еще предстоит провести ряд назревших реформ.

Кабинет министров Украины утвердил список энергогенерирующих и энергопоставляющих предприятий, государственные пакеты акций которых будут проданы в 2011 году. Среди них 25% акций “Днепрэнерго” и 45,1% акций “Западэнерго”, а также по 50% акций “Винницаоблэнерго”, “Днепроблэнерго” и “Закарпатьеоблэнерго”, по 45% акций “Крымэнерго” и “Черновцыоблэнерго”, 40,06% акций “Донецкоблэнерго”, 25,99% акций “Тернопольоблэнерго”, 25% акций “Киевэнерго” и 21% акций “Черкассыоблэнерго”. Пакет последней энергораспределительной компании продается вместе 25% акций, которые принадлежат “УкрЭСКО”, другими словами, на приватизацию выставлены 46% акций “Черкассыоблэнерго”.

Министр энергетики и угольной промышленности Юрий Бойко заявил, что приватизация позволит привлечь мощные финансовые инвестиции в топливно-энергетический комплекс Украины, создать реальную конкурентную среду в энергетической отрасли, решить экологические проблемы тепловой генерации, обеспечить условия для интеграции в европейскую энергетическую систему, получить возможность проведения реинвестирования полученных от приватизации финансовых ресурсов в гидроэнергетику и развитие альтернативных источников энергии.

По оценкам инвестиционной компании Dragon Capital, приватизация 11 пакетов госакций энергогенерирующих и энергопоставляющих компаний может пополнить госбюджет на 5,5 млрд. гривен. В инвестиционной компании Concorde Capital считают, что сумма может превысить 8 млрд. гривен. Цена предприятий энергетики зависит от множества факторов и может быть определена по разной методике. Можно оценивать по балансовой стоимости с определенными коэффициентами, можно считать капитализацию на украинской бирже, а можно брать аналогию сделок. Но инвесторы в ходе due diligence будут исходить из нынешнего состояния предприятия. А состояние генераций тяжелое — большая кредиторская задолженность, перегруженная социальная сфера, изношенность оборудования, зарегулированность рынка, неадекватные тарифы, которые не покрывают себестоимость производства электроэнергии. А если судить по первой волне приватизации, то очевидно, что государство накладывает на инвестора обязательства, а свои обязательства по наполнению тарифа не выполняет.

О намерении принять участие в предстоящей приватизации уже заявили несколько отечественных и западных компаний. В частности, ДТЭК объявила об интересе в увеличении своей доли тех активах, в которых холдинг уже владеет крупными пакетами: “Днепрэнерго”, “Западэнерго”, “Киевэнерго”. “Донецкоблэнерго” и “Крымэнерго”. Представители бизнесменов Игоря Коломойского и Константина Григоришина заявили о заинтересованности в “Винницаоблэнерго”, “Днепроблэнерго”, “Тернопольоблэнерго” и “Черкассыоблэнерго”. Словацкой VS Energy International интересны “Закарпатьеоблэнерго” и “Черновцыоблэнерго”. Помимо них, не исключили возможности участия в приватизации в российской “Интер РАО ЕЭС” и американской AES, которая уже владеет в Украине “Киевоблэнерго” и “Ровнооблэнерго”.

По словам главного исполнительного директора AES в Украине Альфии Джумаевой, для любого инвестора важными факторами для принятия решения являются возвратность инвестиций, прозрачность, стабильность, предсказуемость среды, понятное и работающее законодательство, а также отсутствие излишней бюрократии. “Нужны четкие правила и гарантии выполнения государством своих обязательств”, — говорит она. Несмотря на общеизвестный факт необходимости инвестиций в энергетику, сейчас в Украине отсутствуют стимулы и предпосылки для их привлечения. В энергетике Украины розничные тарифы для населения и некоторых категорий промышленности, например, электротранспорт и освещение улиц, не соответствуют принципу полного возмещения затрат. По данным Национальной комиссии регулирования энергетики, на 1 марта 2011 года действующие тарифы для населения даже с учетом повышения покрывают лишь 26% от фактических затрат на производство, передачу и поставку электрической энергии и являются самыми низкими среди стран СНГ. Такая ситуация привела к тому, что общий уровень дотаций по Украине за 2010 год составил почти 20 млрд. гривен.

Тарифообразование также требует заметных улучшений. Тарифы для облэнерго не покрывают всех необходимых для хозяйственной деятельности затрат, не говоря уже о компонентах, стимулирующих дополнительные вложения, например, для модернизации и без того уже на 60% — 85% изношенных электрических сетей. “Выходом из сложившейся ситуации должно быть приведение тарифов для всех категорий потребителей к экономически обоснованным уровням с параллельным введением адресной помощи социально незащищенным слоям населения, а также внедрением новой стимулирующей тарифной методологии. Такие изменения сделали бы приватизируемые активы более привлекательными для инвесторов”, — считает Джумаева. Переход к стимулирующей тарифной методологии должен включать лучшие мировые практики, обеспечивать эффективное использование средств и поощрять улучшение качества обслуживания потребителей. Стимулирующее регулирование является признанным эталоном в развитых странах и уже применяется в некоторых постсоветских государствах.

Для Украины будет хорошо, если инвестором тепловой генерации выступит отечественная компания, которая будет использовать на ТЭС сырье украинского происхождения, что обеспечит развитие угольного сектора, считает председатель профсоюза работников угольной промышленности Украины Виктор Турманов. Отечественный инвестор, который обладает хорошей управленческой экспертизой, хорошо понимает специфику отечественного рынка электроэнергии. Кроме того, отечественный инвестор глубоко погружен в суть существующих проблем отрасли и знает, как их решать.

Объекты приватизации имеют для Украины стратегическое значение, поскольку от них зависит энергетическая безопасность страны. Поэтому правительство решило закрепить в собственности государства блокирующий пакет в размере 25% акций тепловых генераций. Старший менеджер Deloitte Олесь Шевченко считает, что для переходного периода наличие блокирующих пакетов акций у государства можно считать позитивным моментом. “Причинами такого решения может служить желание присутствовать в органах правления для влияния на принятие решений. Кроме того, государство может продать эти пакеты на более поздней стадии, после увеличения капитализации компаний”, — говорит эксперт.

Источник: УкрРудПром