НОВОСТИ МЕТАЛЛУРГИИ

С четвертой попытки

19.04.2011 Виталий Шимкович

Болгарским властям удалось продать активы меткомбината “Кремиковци”, обанкротившегося и прекратившего производство в 2009 году.

кремиковциИмущественный комплекс, включающий помимо сталелитейного и прокатного оборудования, подъездные железнодорожные пути, электрические и газовые сети, был продан за 234 млн. долларов некой фирме Eltrade, основанной в марте 2011 года с уставным фондом в 14,6 тыс. долларов, которую болгарские обозреватели связывают с компанией Nadin-N, занимающейся торговлей металлоломом. Продажа активов крупнейшего металлургического завода в стране состоялась только с четвертого раза. Покупатель в лице Eltrade нашелся только после того, как власти снизили стартовую цену на 40%. Соперников на торгах, состоявшихся 12 апреля, у него не было.

Руководство Eltrade пока не раскрывает своих планов в отношении предприятия, однако наблюдатели предполагают, что компания предпочтет попросту демонтировать бездействующее уже почти два года оборудование. По некоторым оценкам, продажа его в качестве лома может принести более 300 млн. евро. Кроме того, территория завода, находящегося недалеко от центра болгарской столицы, сама по себе является весьма привлекательной площадкой для строительства.

Эта распродажа скорее всего поставила точку в полувековой истории первого современного металлургического предприятия в Болгарии. Одно время на него претендовали несколько компаний, включая Arcelor Mittal и украинскую группу “Финансы и кредит” Константина Жеваго, но кризис 2008 года поставил крест на всех этих планах и, как оказалось, на самом комбинате.

Впрочем, завершение жизненного пути “Кремиковцев” вряд ли окажет существенное влияние даже на региональный рынок стали. В мировом же масштабе ввод в строй новых мощностей в металлургической промышленности многократно превышает их вывод. В частности, очередной проект подошел к своему логическому завершению в Индии, где компания Essar Steel объявила о вводе в строй нового прокатного стана CSP (compact strip production) на своем комбинате Hazira. Производительность стана составляет 3,5 млн. тонн в год, на нем можно получать горячий прокат толщиной от 0,8 мм, который может использоваться в трубопрокатной, автомобильной, нефтегазовой промышленности.

Строительство стана является наиболее значимым этапом долгосрочной программы расширения мощностей завода Hazira, в результате которого его производительность должна возрасти до 10 млн. тонн в год. По словам представителей Essar Steel, это будет крупнейший металлургический комбинате в Индии, способный выпускать листовую сталь всех видов. Общая стоимость проекта, включающего каптивную электростанцию и порт, превышает 6 млрд. долларов, его завершение запланировано на 2013 год.

К иностранным компаниям, планирующим металлургические проекты в Индии, тем временем присоединилась тайванская China Steel, которая собирается в июне этого года открыть там свое представительство. Правда, первый индийский проект China Steel выглядит весьма скромно, представляя собой мини-завод на 150 тыс. тонн в год в западной части страны, но руководство тайванской компании заявляет, что это только начало. В ближайшие годы компания собирается инвестировать значительные средства в создание новых мощностей в Индии, Индонезии и Таиланде.

Неверный курс

Цены на стальную продукцию в Европе идут вниз. Местные дистрибуторы и конечные потребители имеют значительные запасы, видимый спрос сократился из-за неблагоприятной экономической ситуации, а в довершение всего серьезной проблемой для европейских металлургов стал рост курса евро, превысившего отметку 1,45 доллара. Вследствие этого европейский рынок привлекает поставщиков из-за пределов ЕС, способных поставлять свою продукцию в страны региона по выгодным ценам.

До недавнего времени европейские металлурги отказывались понижать цены на горячекатаные рулоны до менее 590-620 евро за тонну EXW, указывая на рост затрат на сырье во втором квартале. Однако появление в продаже украинского горячего проката по 530-550 евро за тонну CFR/DAP и продукции из России, Турции и Индии по 560-575 евро за тонну CFR заставило местных производителей пойти на уступки. Котировки на горячекатаные рулоны в Южной Европе опустились до 570-580 евро за тонну EXW, причем, по мнению аналитиков, это еще не предел отступления.

Понизились до менее 500 евро за тонну EXW и региональные цены на арматуру. Алжирские компании, закупив значительные объемы продукции в марте, ушли с рынка, а Германия, страны Бенилюкса и Польша, где строительная отрасль находится в лучшем положении, чем на юге, уже переполнены прокатом, который туда поставляли все основные производители арматуры в регионе.

Впрочем, спад цен на длинномерный прокат произошел и на Ближнем Востоке. Производители арматуры и заготовок, стремясь распродать накопившиеся запасы, пошли на уступки покупателям. Турецкая арматура, предназначающаяся, в основном, для Саудовской Аравии и стран Персидского залива (включая Ирак), подешевела до 645-655 долларов за тонну FOB, а заготовки производства СНГ — до 580-600 долларов за тонну FOB. И в данном секторе рынка, как предполагают специалисты, цены еще не достигли дна.

Российским и украинским компаниям приходится сбавлять цены и на плоский прокат. Последние предложения со стороны экспортеров горячекатаных рулонов поступают из расчета 680-710 долларов за тонну FOB, практически наравне со слябами, для которых пока находятся покупатели в Европе и США. Несколько лучше выглядит толстолистовая сталь, которая предлагается в Турцию и страны Ближнего Востока по 730-760 долларов за тонну FOB.

В Восточной Азии доминируют китайские экспортеры, чья продукция по меньшей мере на 40-50 долларов за тонну дешевле, чем у конкурентов. В последние несколько недель котировки на китайский прокат совершают постоянные колебания в узком интервале. Снижая цены, поставщики подписывают новые контракты и тут же увеличивают стоимость своей продукции, чтобы через неделю снова опустить ее на прежний уровень. В последние дни маятник совершил движение вверх: котировки на горячекатаные рулоны возросли до 710-720 долларов за тонну FOB.

По мнению аналитиков, на этот раз китайцы не будут так легко понижать цены обратно к 700 долларам за тонну FOB. На внутреннем рынке КНР котировки наконец-то пошли вверх, трейдеры сообщают об увеличении видимого спроса на стальную продукцию прежде всего в строительной отрасли. Кроме того, за последний месяц железная руда в стране подорожала более чем на 10%, так что металлурги никак не могут оставить такое заметное увеличение затрат без внимания.

Дефицит

В течение прошлой недели спотовые цены на железную руду прибавили более 3%. К концу недели стоимость 63,5%-ного индийского концентрата достигла 188-190 долларов за тонну CIF Китай. Для китайских металлургов это подорожание стало весьма неприятным, поскольку котировки на прокат на внутреннем рынке поднимаются далеко не так быстро. Некоторые сталелитейные заводы заявляют, что при таких ценах на руду они получают не более 15 долларов прибыли на каждой тонне стали.

Однако, по словам аналитиков, подорожание железной руды происходит в силу объективных причин. Спрос на это сырье в последние месяцы увеличился. Китайский импорт руды составил в марте 59,8 млн. тонн, что более чем на 22% превышает показатели февраля. Всего за первый квартал текущего года китайские компании закупили за рубежом 177,2 млн. тонн руды, что на 14,4% больше, чем за тот же период годичной давности. По оценкам американского инвестиционного банка Morgan Stanley, в этом году китайская железорудная отрасль не сможет повторить результат прошлого года, когда Китаю удалось немного сократить импорт руды. Как прогнозируют специалисты банка, в 2011 году китайским металлургам придется приобрести за границей 745 млн. тонн железорудного сырья.

В то время как китайские компании расширяли закупки, объем поставок руды на мировой рынок, наоборот, сокращался. Это вызвано прежде всего сокращением индийского экспорта. По оценкам экспертов, из-за временных запретов на внешние продажи руды, введенных властями двух штатов, а также недавно установленной 20%-ной экспортной пошлины в 2010-2011 финансовом году (апрель — март) индийские компании смогли продать за рубежом только около 90 млн. тонн железной руды против 117 млн. тонн за предыдущий период. Причем, если ограничения не будут отменены (а этого никто сейчас не ожидает), в 2011-2012 финансовом году индийский экспорт руды может сократиться до 70-80 млн. тонн.

Кроме того, из-за неблагоприятных погодных условий снизился объем поставок руды из Австралии. Компания Rio Tinto сообщила, что в первом квартале 2011 года отгрузила на 5% ЖРС меньше, чем за предыдущие три месяца. Очевидно, аналогичные результаты показала и компания BHP Billiton.

В целом специалисты советуют китайским металлургам примириться с дороговизной руды. По мнению экспертов, дефицит ЖРС на мировом рынке сойдет на нет только в 2013 году.

Источник: УкрРудПром


ДРУГИЕ НОВОСТИ МЕТАЛЛУРГИИ НА UAS.SU:


СТАТЬИ

ПОПУЛЯРНОЕ

КОНФЕРЕНЦИИ

КНИГИ