Трансформация ради жизни
Украинская Ассоциация Сталеплавильщиков

Трансформация ради жизни

17.11.2011 Вера Степанова

Жесткая конкуренция заставляет производителей электротехнической стали постоянно модернизировать производство. Сохранить позиции на рынке можно только созданием новых нишевых продуктов и экспансией в перспективные регионы.

Уникальность ВИЗ-Стали и в то же время ее «ахиллесова пята» в том, что завод ориентирован на производство одного, хотя и очень востребованного на мировом рынке продукта — трансформаторной стали. Жесткая конкуренция заставляет компанию постоянно искать новые способы повышения конкурентоспособности и качества продукции. Цель — производить широкую линейку марок трансформаторной стали: от массовых до премиальных, чтобы привлечь к себе как можно большее число потребителей. О сегодняшней рыночной ситуации и перспективах завода наш разговор с генеральным директором ООО «ВИЗ-Сталь» Сергеем Макуровым.

— Сергей Анатольевич, финансовый кризис обострил конкуренцию на рынке трансформаторной стали. Каковы позиции завода на мировой арене?

— Как и до кризиса, Группа НЛМК занимает около 10 — 11% мирового рынка. Но кризис не только обострил конкуренцию. Он кардинально изменил рынок: превратил его из рынка продавца в рынок покупателя. Прежде нехватка свободных мощностей подстегивала цены на электротехническую сталь и держала их на достаточно высоком уровне, а покупатели и посредники имели доступ к «легким» деньгам и создавали запасы сырья. Теперь же спрос значительно ниже предложения. С одной стороны, потребитель больше не может запасать впрок, он лишен свободных средств и стал более требователен. С другой — к началу кризиса Китай, который прежде являлся крупным рынком сбыта, запустил два собственных производства трансформаторной стали. Их мощности закрыли внутренние потребности КНР примерно на 75%. В результате мировые цены поползли вниз. Если раньше они в разы превышали внутрироссийские, то теперь практически сравнялись. Сегодня мы по-прежнему имеем рынок потребителя, и у мировых производителей остаются свободные мощности. По разным оценкам, такая ситуация будет сохраняться до 2014 — 2015 годов, после чего позиции могут снова поменяться.

— Если Китай активно закрывает свой рынок, то какие регионы войдут для вас в приоритет?

— В последние два года значимый потребитель для нас — Европа, это 30 — 35% в нашем портфеле. Но самым интересным и перспективным мы считаем Индию. Во-первых, это единственный рынок в мире, кроме Африки, не обеспеченный исходным сырьем для производства электротехнического оборудования: отсутствуют собственные производители электротехнической стали. Во-вторых, это вторая страна в мире по численности населения, при этом здесь крайне низкая степень развития рынка энергопотребления. Поэтому не только мы, но и другие мировые производители рассматривают Индию как наиболее емкий и перспективный рынок. В отличие от Китая, который уже насытился, или Юго-Восточной Азии, где очень жесткая конкуренция.

— В начале октября НЛМК приобрел в Индии сервисный центр National Laminations. Какие перспективы это открывает перед заводом?

— Наличие собственного сервиса в этой стране давно входило в планы группы компаний, ведь привезти сюда товар мы можем только морем. А это значит, что от момента заказа до поставки конечного продукта может пройти более трех месяцев, тогда как наши конкуренты могут сделать это чуть ли не в недельный срок. Но если крупные потребители могут позволить себе ждать три месяца, то небольшие — нет. А в Индии очень много покупателей, потребность которых не превышает 5 — 10 тонн, это один-два рулона. Таким образом, приобретение сервисного центра позволяет нам расширить присутствие на индийском рынке и стать ближе к потребителю. Сервисный центр интересен нам еще и с логистической точки зрения: он находится вблизи портов, через которые проходит основной объем нашего металла, и обладает достаточным заделом складских площадей, что позволяет решать нашу стратегическую задачу — расширение позиций на рынке.

Занять оборону

— До кризиса более 80% трансформаторной стали, производимой в России, шло на экспорт. Растет ли спрос на нее внутри страны теперь, когда энергокомпании не перестают говорить о реализации инвестпрограмм?

— По предварительным оценкам, рост потребления на внутреннем рынке в 2011 году есть, пусть и незначительный. Пока можем только констатировать это как факт. Мне трудно оценить, за счет чего это происходит. Вроде бы вложения серьезных средств энергокомпаний в модернизацию оборудования на слуху. Но мы как производители основного элемента для трансформаторов этого не ощущаем. Да, есть положительная динамика. Но говорить о том, что на внутреннем рынке наметилась некая тенденция роста спроса, пока рано.

Дело в том, что сегодня много компонентов и готовых трансформаторов импортируется, и не только перепродавцами, но и крупными российскими энергокомпаниями. Не секрет, что они размещают заказы, в частности на силовые и распределительные трансформаторы, за рубежом. Я понимаю, если бы это были мировые гранды, такие как Siemens или ABB, но все больше импорта поступает из Китая. И я думаю, что нашей стране, нашим производителям электротехнического оборудования нужно учиться у Китая защищать себя и свой рынок.

— Вы говорите о просьбе китайских производителей в десять раз повысить пошлину на ввоз российской трансформаторной стали?

— Они предложили правительству КНР установить ее на уровне 65%. В ближайшее время в КНР должно появиться еще два местных крупных производителя, мощности которых могут быть направлены как на замещение оставшегося импорта, так и на экспорт. И мы не сомневаемся, что китайское правительство поддержит свои компании. Правда, может, и не в такой жесткой форме. Ранее для американских производителей здесь уже была установлена пошлина на уровне 25 — 26%, что равноценно убийству конкурента вне зависимости от качества его продукции.

— А на российском рынке электротехнической стали есть конкуренция?

— Она крайне мала и исключительно по цене. Весь объем потребления внутреннего рынка с учетом стран СНГ — порядка 40 тыс. тонн в год, из которых, по нашим оценкам, с начала года было завезено под тем или иным предлогом не больше 2 тыс. тонн.

Да, внутренний рынок пробует импорт на зубок. Но в принципе и прямые потребители, и перепродавцы отмечают, что характеристика наших сталей лучше, что важно для конечного продукта. Мы пока недотягиваем до Японии и уступаем немного корейцам, но если сравнивать сопоставимый металл из России, Германии и США, то мы не проигрываем. С Китаем я не сравниваю. Скажу так: специфика производства трансформаторной стали — это и определенный опыт, и определенные наработки. Построить оборудование при наличии денег и желания — не проблема. И Китай нам это доказал. Но при этом добиться качества выпускаемого металла достаточно сложно.

— Тогда от чего защищать внутренний рынок?

— От импорта готового электротехнического оборудования. Чтобы наши потребители делали больше трансформаторов, а значит, брали больше российской стали и меди, проводов, изоляторов. Чтобы в Россию заходили не трансформаторы, а потребители, которым они нужны. Мы, например, для программы технического перевооружения закупали трансформаторы у потребителя нашей стали в России. Хотя могли позволить себе купить в Европе.

Новые ниши

— Вы сегодня недозагружены?

— Мы работаем в условиях полной загрузки мощностей. Главным образом потому, что вовремя нашли способ повысить качество продукции. Конечно, в 2009 году под влиянием финансового кризиса мы были вынуждены приостановить реализацию масштабной программы техперевооружения из-за отсутствия свободных средств. Но это не значит, что компания совсем отказалась от инвестиций. Ведь в условиях жесткой конкуренции большим спросом пользуется сталь, имеющая более высокие потребительские свойства. Поэтому мы продолжили реализовывать те проекты, которые при быстром сроке получения результата не требуют больших вложений. В итоге сначала нам удалось снизить удельные магнитные потери в стали толщиной 0,27 и 0,30 мм на 3 — 4%. Затем в течение двух лет мы поэтапно запустили комплекс лазерной обработки стали. Он позволил снизить удельные потери в электротехнической анизотропной стали в среднем на 8 — 10%. Теперь доля металла высших марок составляет более 90% в общем объеме нашего производства.

С новым продуктом мы смогли занять определенную нишу как на отечественном, так и на зарубежном рынке. В частности Siemens считает, что наш металл, произведенный по классической технологии, но обработанный лазером, — это некий специфический продукт, который может занять нишу между традиционной и высокопроницаемой или премиальной трансформаторной сталью, которую получают.

— Когда сами собираетесь выйти на рынок высокопроницаемой стали (ВПС)?

— Закончить программу технического перевооружения и запустить производство ВПС планируем в 2013 году. Ряд необходимых для этого объектов уже работает: лазерный комплекс и комплект печей высокотемпературного отжига. Сейчас мы заканчиваем монтаж нового стана холодной прокатки и в следующем году начнем осваивать его возможности. Заканчивается и проектирование линии термообработки металла. В общей сложности планируем выпускать в год до 70 тыс. тонн ВПС.

— Вы уверены, что новые мощности будут востребованы?

— Завершить этот проект просто необходимо: иначе мы потеряем существенную долю мирового рынка. Сегодня все потребители электротехнической стали идут по пути замещения металла, изготовленного по традиционной технологии, на металл с более высокими свойствами, в первую очередь электротехническими. ВПС — это как раз премиальный вид трансформаторной стали, свойства которой позволяют существенно снижать затраты при передаче и трансформации энергии. Это во-первых.

Во-вторых, серьезные потребители предпочитают покупать металл у тех, кто может предоставить больший ассортимент металла различных марок. Для них удобнее купить все в одном месте: помимо решения вопросов логистики они могут рассчитывать на скидки и отсрочку платежей. Поэтому нам необходимо расширять продуктовую линейку, чтобы выпускать весь спектр марок трансформаторной стали.

— Проблема роста себестоимости перед вами не стоит?

— Отчасти программа техперевооружения направлена на существенное, в среднем на 20%, снижение себестоимости производства трансформаторной стали. Так, установка риформинга природного газа позволит сократить уровень энергопотребления в 37 раз. С ее помощью мы будем получать водород, необходимый в технологическом цикле производства трансформаторной стали. Пока на заводе его вырабатывают методом электролиза.

Если говорить о сырье, то мы с 1995 года находимся в состоянии борьбы за металл. Подкат нам поставляет НЛМК за живые деньги. Поэтому экономия металла — непреложная истина для всех сотрудников завода.

— Какой вы видите ВИЗ-Сталь через 10 — 15 лет?

— Главная задача — выход на рынок с ВПС Мы также задумались о производстве стали толщиной 0,18 мм, которую уже делают некоторые наши конкуренты. Убежден, что новые мощности позволят нам реализовать эти планы. Ну и, конечно, у меня очень большая надежда на внутренний рынок. Если Россия в обозримом будущем проснется и будет развиваться такими же темпами, как Китай, мы не только сможем увеличить внутренние поставки, но и обязаны будем расширять мощности, чтобы обеспечить страну необходимым объемом электростали.

Источник: expert.ru / Украинская Ассоциация Сталеплавильщиков