Украинская Ассоциация Сталеплавильщиков

Извлечь урок

14.11.2011 Василий Петрук

Трудности украинских меткомпаний, вызванные кризисом мировых рынков стальной продукции, усугубляет слабость внутреннего рынка.

Украинских металлургов ждут нерадостные времена, если в самое ближайшее время не будут запущены программы по развитию внутреннего рынка и модернизации производства. Таков лейтмотив доклада генерального директора госпредприятия “Укрпромвнешэкспертиза” Владимира Власюка, сделанного им в ходе балансового совещания представителей предприятий горно-металлургического комплекса (ГМК) в Днепропетровске 9 ноября.

“Мы без внутреннего рынка, с устаревшим производством, с ординарным сортаментом, попали в условия жесткой конкуренции на внешнем рынке”, — лаконично охарактеризовал ситуацию Власюк.

За последние два-три года США и Турция, страны Евросоюза, Латинской Америки и Африки, куда украинские сталевары традиционно поставляли свою продукцию, ввели в эксплуатацию собственные мощности, что фактически закрыло эти рынки для украинских поставщиков. “Об этом мы говорили еще два года назад, а сейчас пожинаем плоды (...) Ситуация для нашей металлургии сложная, даже если внешние рынки поднимутся и это принесет нам какой-то успех. Если мы не извлечем уроки — нам ожидать нечего”, — сетует Власюк.

Что касается стоимости продукции, то с сентября цены как на длинный, так и на плоский прокат упали на 95-100 долларов за тонну. Это связано с теми потрясениями, которые почувствовали финансовые площадки Европы и США в конце августа — сентябре. Финансовые институты, предоставляющие займы реальному сектору экономики, быстро отреагировали ухудшением условий кредитования. Как только сократился доступ к заемным средствам у клиентов металлургической отрасли (машиностроение, строительный сектор), снизился и уровень потребления стали. “Сегодня падение цен приостановилось, ситуация немного успокоилась (...) Но в мире очень много избыточных долларов, которые печатают США, чтобы покрыть дефицит своего бюджета. Эта масса денег не соответствует мировому уровню производства, — говорит Власюк. — Хоть ситуация и складывается сложная, тем не менее, есть основания ожидать, что цены развернутся, будет отскок и небольшой рост. Такой поворот мы ожидаем до декабря”.

По мнению Власюка, этот сценарий весьма вероятен, поскольку ныне рентабельность мировых сталелитейных компаний опустилась до самого дна, и у сталеплавильных предприятий уже практически нет резерва снижения себестоимости. “Снижение цен привело к снижению рентабельности производства; если смотреть по предприятиям неинтегрированным по Украине — это минус, особенно слябовое производство идет “в минусе”. Такая же ситуация по рентабельности и в других компаниях мира. Это вынуждает сокращать производство, поэтому и предложение стали на рынках уменьшается. Соответственно, уменьшаются складские запасы. И сейчас такая ситуация, что трейдерам пора выходить с закупками, но они ожидают, потому что цены падают, и они не хотят принимать цены, которые предлагают производители” — продолжает Власюк.

По его мнению, в четвертом квартале в мире не будет заметного проседания потребления стали по сравнению с третьим кварталом. Эксперт уверен, что трейдеры скоро выйдут на рынок с закупками и скоро пополнят портфель заказов.

О решительном намерении повысить цены уже заявили некоторые предприятия, в частности — российские “Северсталь”, Магнитогорский меткомбинат. Как уже было сказано выше, отскок цен ожидается в конце ноября — начале декабря. Сначала цены начнут расти на рынке заготовки, потому что на нем и падение началось раньше, затем подорожает плоский прокат.

По прогнозам специалистов, в 2011 году мировая сталелитейная отрасль установит новый производственный рекорд — 1 млрд. 510 млн. тонн стали, при этом все мировые предприятия (без Китая) произведут 818 млн. тонн, Китай — 690-692 млн. тонн. Другими словами, основной прирост — на 70 млн. тонн — будет достигнут за счет Китая, а остальные страны мира прибавят 20-25 млн. тонн.

Переизбыток производства стали привел к тому, что сейчас все предприятия оказались в жерновах конкуренции. “Снизу на предприятия давит увеличение себестоимости, потому что растет [в цене] сырье, сверху давление — избыток мощностей (около 500 млн. тонн стоят незагруженными), это диктует жесткую конкуренцию на рынках, — отмечает Власюк. — В эти жернова попадают прежде всего предприятия, которые не имеют своей интеграции в сырьевое производство и которые не имеют запасов конкурентоспособности и [снижения] себестоимости стали“.

Проанализировав сложившуюся в мире ситуацию, эксперт делает неутешительный вывод. По его мнению, после кризиса Украина стремительно теряет наработанные годами экспортные рынки — в 2011 году отрасль надеется выйти на цифру 23 млн. тонн (в 2010 году — 23,8 млн. тонн, в 2007 году — 28,2 млн. тонн). ”Как видим, Украина снизила результат, хотя в этом году в мире был прирост по потреблению стали в различных регионах, — говорит Власюк. — В частности, мы снизили объемы экспорта продукции в Турцию (плоский прокат) — на 2,7 млн. тонн, в страны Африки и Ближнего Востока — на 2,5 млн. тонн, в США — на 1,8 млн. тонн”.

Правда, есть положительная динамика экспорта продукции в страны Евросоюза. Так, в 2011 году Украина увеличила экспорт на 1,8 млн. тонн. Но эта цифра малоутешительна, ведь продукция, которая туда поставляется — преимущественно полуфабрикаты. ”К тому же мы смогли повысить объемы, потому что с нашего металлопроката были сняты ограничения после вступления в ВТО. Но они всегда нам говорят: мы смотрим за вашим присутствием на рынке Европы, и как только вы будете досаждать нам и нашим производителям, (...) мы можем в любой момент инициировать расследования и закрыть для вас рынки,” — говорит Власюк.

К перечисленным экспортным осложнениям добавляется и то, что внутренний рынок тоже растет слабыми темпами. Согласно прогнозам, в Украине за год будет потреблено около 8,6 млн. тонн проката (и отечественная, и импортная продукция). Даже несмотря на запущенные программы подготовки к Евро-2012 продажи металлопроката выросли всего на 1,1 млн. тонн. Самый большой прирост произошел в строительстве и машиностроении. “Если он (прирост) и происходит, то все равно наше машиностроение потребляет все больше и больше импортной продукции, — говорит Власюк. — У нас образовалась оторванность [качества] металлопроката, который производим мы, от металлопроката, который нужен машиностроителям. По характеристикам сортамент, который производится у нас, не соответствует потребностям машиностроения”.

Таким образом, внешние рынки в значительной мере сократились, внутренний не имеет потенциала сбыта продукции. Поэтому в 2011 году будет произведено всего 34,9 млн. тонн стали (как в 2003 году). Максимум 2007 года (42,8 млн. тонн произведенной стали) продолжает оставаться для украинского чермета недостижимым.

Решением проблемы, по мнению Власюка, может стать, во-первых, реализация государственных программ по развитию внутреннего рынка, во-вторых — обязательное техническое переоснащение производства. Эксперт предложил, как можно удачно совместить два этих фактора: “Наш металлофонд сегодня составляет 570 млн. тонн, из них полностью изношено 337 млн. тонн, — сообщил Власюк. — При этом весь сортамент, который надо менять, производится у нас. Это портфель заказов металлургов, [благодаря которому] наши предприятия могли бы работать на внутренний рынок на протяжении пятнадцати лет (...) Также необходима организация замещения импорта. Машиностроение ориентируется на импорт, и у нас объемы [импорта] плоского проката с покрытием увеличиваются — в этом году будет порядка 180 тыс. тонн. У нас хорошая оцинковка, жесть, различная заготовка. И появляются виды проката, которые подходят под импортозамещение“.

Источник: Украинская Ассоциация Сталеплавильщиков