НОВОСТИ МЕТАЛЛУРГИИ

Большая индийская сталь

4.05.2011 Виталий Шимкович

Министерство металлургии Индии признало, что амбициозная программа, направленная на увеличение к 2012 году отраслевых мощностей до 120 млн. тонн в год, потерпела крах.

металлургияВ прошлом году в Индии было выплавлено 66,8 млн. тонн стали, а в настоящее время, по данным министерства, совокупный объем мощностей составляет около 78 млн. тонн в год. Правда, ведущие индийские сталелитейные компании успешно осуществляют проекты расширения производительности своих действующих предприятий, но обеспечиваемый за счет этого прирост будет недостаточным. Причем, по оценкам специалистов министерства, резервы роста на этом направлении будут полностью исчерпаны через три-пять лет.

Как признают власти, прежняя ставка на строительство с нуля новых комбинатов национальными и иностранными компаниями оказалась неудачной. За последние шесть лет в индийской металлургической промышленности было анонсировано более 270 проектов совокупной стоимостью свыше 250 млрд. долларов, однако продвигаются только немногие из них. В частности, из-за невозможности приобретения земли так и не началось строительство комбинатов плановой производительностью 12 млн. тонн в год, которые собирались возвести корпорации Posco и Arcelor Mittal. Аналогичные проблемы испытывает и компания Tata Steel, которая также планировала строительство трех заводов по 6 млн. тонн в год.

В то же время, по словам представителей министерства, к 2016 году Индии необходимо довести объем мощностей по выплавке стали до 145 млн. тонн в год. Потребление стальной продукции в стране расширяется еще более высокими темпами, чем ее выпуск. В результате индийский импорт стали за предыдущее десятилетие увеличился в семь раз и достиг 10 млн. тонн в год.

Чтобы решить эту проблему, министерство предложило воспользоваться опытом энергетической отрасли Индии и запустить в пяти штатах, обладающих значительными минеральными ресурсами, пять металлургических “мега-проектов”. Стоимость каждого из них должна составить 8-10 млрд. долларов, а производительность комбинатов — 8-10 млн. тонн стали в год. На каждом из этих предприятий предполагается использовать самые современные технологии.

В Министерстве пока не конкретизируют, как именно будет решаться для этих “мега-проектов” вопрос с выделением земли, кто станет исполнителем этих проектов и кто будет управлять строительством и эксплуатацией производств. Поэтому можно предположить, что в ближайшие годы Индия будет наращивать импорт стальной продукции.

Между тем менее грандиозные проекты в стране продолжают осуществляться. Компании Tata Steel и японская Nippon Steel официально стартовали совместное строительство линии непрерывного обжига и финишной обработки на головном заводе Tata Steel в Джамшедпуре. Производительность линии составит 600 тыс. тонн в год, она будет поставлять высококачественный холоднокатаный лист для индийской автомобильной промышленности. Первую продукцию планируется получить в середине 2013 года.

В последние месяцы еще три индийские компании заключили аналогичные соглашения по совместному производству автолиста с японскими партнерами. Однако Tata Steel была среди них первой и первой начинает процесс установки оборудования.

Одновременно Nippon Steel запускает другой зарубежный проект в области производства листовой стали высокого передела. Совместно с китайской Wuhan Steel она будет строить производственную линию по выпуску 400 тыс. тонн в год отожженного холоднокатаного листа и 200 тыс. тонн жести. Объем инвестиций оценивается в более чем 290 млн. долларов. По мнению комментаторов, основным вкладом Nippon Steel в это предприятие являются технологии, и компания будет получать роялти с каждой тонны произведенной на нем продукции.

Остановка по требованию

На мировом рынке плоского проката продолжается спад. В конце апреля цены снижались на всех основных рынках. Поставщикам, испытывающим трудности со сбытом, приходится идти на все более серьезные уступки, тогда как потребители, не испытывая пока особой потребности в новых закупках, выжидают, сбивая цены.

Стоимость украинских горячекатаных рулонов к концу апреля опустилась до 630-660 долларов за тонну FOB при поставках в Турцию и страны Ближнего Востока. Более стабильными являются котировки на толстолистовую сталь, которая пользуется несколько большим спросом, в частности в Турции. Цены на украинскую коммерческую продукцию варьируют между 720 и 765 долларами за тонну FOB, а судостроительная сталь может достигать 800 долларов за тонну FOB.

Приоритетным для поставщиков плоского проката из СНГ сейчас стал европейский рынок, где можно получить за те же горячекатаные рулоны порядка 670-720 долларов за тонну FOB. Вследствие рекордного почти за полтора года подъема курса евро по отношению к доллару украинская, российская, турецкая и индийская стальная продукция повышает свою конкурентоспособность на европейском рынке, в то время как местным компаниям приходится непрерывно понижать цены. В конце апреля стоимость горячекатаных рулонов в странах Южной и Восточной Европы сократилась до 550-570 евро за тонну EXW, однако у поставщиков из-за пределов ЕС аналогичная продукция стоит порядка 470-530 евро за тонну CFR/DAP. Вполне закономерно, что многие потребители отдают предпочтение импорту.

По мнению аналитиков, цены на плоский прокат в Европе и на Ближнем Востоке еще могут немного опуститься, но в целом рынок уже близок к достижению дна. В последних числах апреля активизировались турецкие покупатели, привлеченные низкими ценами. Рост интереса с их стороны позволил местным производителям поднять котировки примерно на 20 долларов за тонну, до 720-750 долларов за тонну EXW (без НДС). Как рассчитывают европейские металлурги, в середине мая возобновятся закупки и в странах региона, так что цены и там пойдут в рост.

В то же время китайские компании, наоборот, сбавили цены на горячекатаные рулоны до 685-700 долларов за тонну FOB, ответив таким образом на попытку российских компаний прорваться на рынок Восточной Азии со своей продукцией. Впрочем, ценовые тенденции в регионе направлены в сторону повышения. Вслед за Posco о подъеме внутренних цен заявила другая корейская компания Hyundai Steel. О необходимости увеличения котировок на горячий прокат для перекатки от 780-800 долларов за тонну FOB в апреле до 850-900 долларов за тонну FOB в мае-июне заявили японские производители.

Некоторый рост цен произошел и на ближневосточном рынке длинномерного проката. Турецкие компании, дождавшись увеличения закупок со стороны местных клиентов, а также покупателей в Саудовской Аравии и Ираке, подняли котировки на арматуру до 670-680 долларов за тонну FOB. Это открывает благоприятные возможности и для экспортеров заготовок из СНГ, которые начали предлагать майскую продукцию по 605-620 долларов за тонну FOB.

Ожидания на завтра

Цены на железную руду на мировом спотовом рынке продолжают неспешно подниматься. За прошлую неделю они прибавили около 2 долларов за тонну, достигнув 188-189 долларов за тонну CIF Китай для 63,5%-ного индийского концентрата. По словам трейдеров, спрос весьма активный. Многие китайские компании увеличили закупки сырья, рассчитывая на рост деловой активности в мае. Кроме того, некоторые потребители испытывают необходимость в пополнении запасов.

По мнению китайских аналитиков, рост цен на руду продолжится и после майских праздников. Однако в конце мая или в начале июня на рынке должен начаться спад, который снова сменится подъемом ближе к осени.

Китайская компания Baosteel прогнозирует, что нынешний дефицит на мировом рынке железной руды, вызвавший резкое удорожание этого сырья, сменится избытком предложения раньше, чем полагают железорудные компании. По оценкам Baosteel, ввод в строй новых мощностей приведет к переполнению рынка уже в 2012 году. Однако, как полагают большинство западных специалистов, китайцы здесь скорее выдают желаемое за действительное. Эксперты сходятся в том, что нехватка руды сохранится по меньшей мере до 2013 года.

В частности, как заявляет Ричард Доуни, генеральный директор бразильской компании MMX Mineracao e Metalicos, глобальный кризис 2008 года привел к тому, что многие железорудные отрасли, анонсированные в то время, так и не получили финансирования. Трудности с привлечением средств сохраняются до сих пор. Из-за этого строительство новых ГОКов, намеченное на первую половину 10-х годов, произойдет со значительным опозданием.

По прогнозу Ричарда Доуни, расширение объемов выплавки стали в Китае и Корее приведет к тому, что во второй половине текущего года дефицит железной руды даже обострится, а цены на этот материал достигнут 200 долларов за тонну FOB Бразилия. Эти оценки, впрочем, несколько отличаются от прогнозов других специалистов, считающих, что руда осенью подорожает, но ее стоимость не превысит 200 долларов за тонну CIF Китай.

Источник: УкрРудПром


ДРУГИЕ НОВОСТИ МЕТАЛЛУРГИИ НА UAS.SU:


СТАТЬИ

ПОПУЛЯРНОЕ

КОНФЕРЕНЦИИ

КНИГИ