Украинская Ассоциация Сталеплавильщиков

Гарантия для трубы

10.03.2011 Артем Ильин

виктор пинчук

Заключение договора о совместной деятельности между ООО “Интерпайп Украина” и НАК “Нафтогаз Украины” позволит компании Виктора Пинчука гарантировать сбыт продукции.

В конце февраля Кабинет министров Украины разрешил НАК “Нафтогаз Украины” подписать договор о совместной деятельности (СД) с компанией “Интерпайп”, которая является ведущим в Украине производителем труб нефтегазового сортамента.

В пресс-службе “Интерпайпа” не смогли объяснить, в чем заключается суть этого проекта, выслав стандартный для таких случаев ответ: “Мы приветствуем решение Кабмина поддержать инициативу создания СП по производству труб для нефтегазовой промышленности. На данный момент проходит процесс согласования следующих этапов возможного сотрудничества между НАК “Нафтогаз” и компанией “Интерпайп”. О подробностях этих процессов мы сообщим дополнительно”.

В тексте постановления Кабмина №137-р от 23 февраля 2011 года говорится, что НАК “Нафтогаз Украины” разрешено заключить договор о совместной деятельности (СД) с ООО “Интерпайп Украина” (Днепропетровск) для создания и эксплуатации производственной базы по проведению сервисных операций при производстве высокотехнологичных нефтегазопроводных, обсадных бесшовных труб и муфт годовой мощностью до 300 тыс. тонн.

При этом в документе уточняется, что “Нафтогаз” вносит денежные средства, но в совместной деятельности доля произведенной продукции и в доходах госкомпании должна составлять не менее 75%. А вот “Интерпайп”, кроме денежных средств, вложит имущественные права, технологии и оборудование, которые необходимы для проведения сервисных операций в производстве вышеуказанной продукции.

Вероятнее всего, “Интерпайп” организует это производство на уже существующей промплощадке одного из своих трубных заводов.

Напомним, в группу “Интерпайп” входят предприятия “Интерпайп НТЗ”, “Интерпайп НМТЗ” и “Интерпайп Нико Тьюб”. При этом “Интерпайп НМТЗ” специализируется на производстве сварных труб большого диаметра, что не в полной мере отвечает требованиям, указанным в постановлении Кабмина. А вот “Интерпайп НТЗ” специализируется на производстве бесшовных труб для добычи и транспортировки продуктов в нефтегазодобывающей отрасли (бесшовные обсадные трубы, трубы для транспортировки нефти и газа) и другой продукции. Кроме того, в начале 2012 года на предприятии планируется запуск нового электросталеплавильного комплекса, который позволит снизить себестоимость продукции более чем на 20% и повысить ее качество. “Интерпайп Нико Тьюб” также производит бесшовные трубы для нефтегазовой отрасли (насосно-компрессорные, геологоразведочные, обсадные и бурильные).

Эксперт Института энергетических исследований Дмитрий Марунич говорит, что “Нафтогаз” на протяжении ряда лет закупает трубную продукцию на сотни миллионов гривен, в том числе и у компании “Интерпайп”. Эксперт напоминает, что в свое время для централизации закупок даже было создано дочернее предприятие “Нафтогазкомплект”. “Однако после принятия закона о тендерах все закупки требовали проведения соответствующих процедур. К сожалению, общая непрозрачность системы “Нафтогаза” позволяет предположить, что подписание договора о совместной деятельности является ни чем иным, как попыткой избежать тендерной процедуры при закупках труб на миллионы гривен в год, поскольку компания могла работать с “Интерпайпом” и другими производителями в прежнем режиме закупок еще на протяжении долгих лет”, — предполагает Марунич. Другие отраслевые эксперты, опрошенные во время “Украинского энергетического форума”, также считают, что договор о СД был подписан для того, чтобы у “Нафтогаза” не было соблазна получить другого поставщика трубной продукции, и его инициатором, скорее всего, был “Интерпайп”, что подтверждается в комментарии компании, где она приветствует решение Кабмина поддержать ее инициативу.

Напомним, что “Интерпайп” уже более года борется за свое место на одном из наиболее привлекательных рынков — российском, который все сильнее закрывается от импорта трубной продукции различными ограничениями и пошлинами, созданием новых производств. Поэтому не исключено, что уже в ближайшем будущем компании Виктора Пинчука придется делать акцент именно на внутренний рынок, где “Нафтогаз” является наиболее весомым потребителем. Так, по данным госкорпорации в ее ведении находится 4,7 тыс. километров магистральных нефтепроводов, 39,8 тыс. километров магистральных газопроводов, а также несколько десятков тысяч из 349,2 тыс. километров газораспределительных сетей, которые эксплуатируют облгазы.

Предприятия “Интерпайпа” производят ограниченный сортамент труб для магистральных газопроводов, их продукция чаще используется в бурении и обустройстве нефтяных и газовых скважин, при строительстве подводных нефтегазопроводов и в других работах, которые выполняет ДК “Укргаздобыча”, ГАО “Черноморнефтегаз”. Но при этом газотранспортная система (ГТС) Украины нуждается в серьезной модернизации. “Те 200-250 млн. долларов, которые ежегодно выделяет ДК “Укртрансгаз”, фактически хватает лишь на текущие ремонты. Две крупные аварии на магистральном газопроводе Уренгой — Помары — Ужгород, которые произошли на территории Украины в 2007 году, демонстрируют, в каком состоянии находится линейная часть газотранспортной системы страны”, — говорит Марунич. Эксперт добавляет, что вопрос о привлечении крупных инвестиций (прежде всего со стороны европейских финансовых организаций ЕБРР, ЕИБ) в модернизацию ГТС стоит на повестке дня последних пять-десять лет, однако, несмотря на многочисленные переговоры и декларации о намерениях, “Нафтогаз” фактически топчется на месте.

Другие эксперты отмечают, что в Украине ведутся и другие проекты, для реализации которых необходимы трубы: реализуется программа газификации населенных пунктов, в конце января ГАО “Черноморнефтегаз” объявил о планах по созданию газотранспортной инфраструктуры на площади Одесского и Безымянного газовых месторождений в Черном море. Кроме того, “Нафтогаз” является основным участником от Украины по строительству терминала по приему и регазификации сжиженного природного газа, который должен появиться на побережье Черного моря. Стоимость проекта оценивается в 2,5 млрд. долларов. “Терминал нужно не только построить, но и соединить его с существующей газотранспортной системой. Но пока что даже не определено конкретное место для его возведения”, — отметил один из экспертов.

Правительство уже поручило Министерству энергетики и угольной промышленности определить сумму денежного взноса НАК в СД и учесть это в финансовом плане компании на 2011 год.

Но реальные подвижки в модернизации ГТС возможны ближе к концу 2011 года. Некоторые отраслевые аналитики убеждены, что “зеленый свет” модернизации ГТС способна дать реорганизация “Нафтогаза” путем выделения из его корпоративной структуры подразделения по транспортировке газа по магистральным трубопроводам и придания ему реальной самостоятельности. “Европейские инвесторы не намерены закачивать деньги в “бездонную бочку” “Нафтогаза”, откуда потом финансируются, к примеру, сделки по возврату топлива офшорной RosUkrEnergo, а не программы по модернизации ГТС. Только после реорганизации “Нафтогаза” украинские производители трубной продукции могут рассчитывать на участие в реализации миллиардных проектов по замене линейной части газопроводов в стране, которая, по разным оценкам, изношена на 30-75%”, — говорит Марунич и добавляет, что эту замену необходимо проводить на основе прозрачной конкурсной процедуры.

Источник: УкрРудПром