АРХИВ НОВОСТЕЙ

Просвет в тумане

12.01.2011 УКРРУДПРОМ Анна Смирнова

шахта распадскаяВ условиях острого мирового дефицита коксующихся углей досрочное возобновление добычи на российской шахте “Распадская” стало подарком судьбы для металлургов.

После майской аварии на “Распадской” российские металлурги оказались в трудной ситуации. Два мощных взрыва привели к гибели 90 человек, к тому же на крупнейшей шахте страны (около 10% совокупной добычи коксующегося угля) была полностью уничтожена инфраструктура внутри шахты, а постройки над выработками разрушены. Губернатор области Аман Тулеев заявил, что восстановление шахты будет осуществляться постепенно — в два этапа в течение года, а многие эксперты говорили, что он слишком оптимистичен в своих оценках. Так, гендиректор “Распадской” Геннадий Козовой, проработавший в компании более тридцати лет, сообщил, что восстановление шахты займет “несколько лет”.

До аварии предприятия “Распадской” производили около 750 тыс. тонн концентрата в месяц, а после взрывов добыча сократилась до 250 тыс. тонн. Эксперты прогнозировали, что если до конца года шахта не начнет работать, дефицит коксующихся углей в России составит около 4 млн. тонн. Правительство вознамерилось ввести ограничения на экспорт коксующихся углей, но это не понадобилось — угольные компании сами урезали экспорт и увеличили объемы добычи, а металлурги быстро переключились на альтернативных поставщиков. Так, Магнитогорский меткомбинат вышел из положения, увеличив добычу на “Белоне”, входящем в состав его группы, а Evraz Group — за счет роста производства в “Южкузбассугле”. Новолипецкий меткомбинат, которому “Распадская” поставляла порядка 10-12% общего объема потребления, и без того с начала года начал закупать качественные жирные угли в США, а после прекращения российских поставок с “Распадской” (“Белон” переадресовал весь объем добычи родительской компании) увеличил эти закупки. В 2010 году суммарный импорт комбината составил около 600 тыс. тонн. Разумеется, пострадали импортеры угля “Распадской” — Украина и страны Восточной Европы (Румыния, Венгрия, Болгария), но российские покупатели отделались легким испугом. А в середине декабря, в нарушение всех прогнозов, “Распадская” возобновила добычу.

Премьер Владимир Путин заявил, что на ускоренное восстановление шахты акционеры истратили более 5 млрд. рублей. Правда, представитель “Распадской” назвал другую цифру — 8,6 млрд. рублей, указав, что это — собственные средства компании. Премьер, видимо, не учел в своих оценках, что, помимо ликвидации последствий аварии и закупки нового оборудования, деньги потребовались также на социальные меры, в том числе увеличение фонда заработной платы. Со своей стороны государство выделило 1,7 млрд. рублей на строительство ЛЭП для гарантированного энергоснабжения шахты. 16 декабря в эксплуатацию введена лава пласта №9, которая практически не пострадала при аварии. Со временем “Распадская” намерена восстановить добычу на всех пяти пластах, действовавших ранее.

Таким образом, угроза дефицита стала совсем призрачной. Другое дело — экспорт, который будет особенно выгоден в ближайшие месяцы.

Обильные дожди в Австралии привели к жесточайшему за последние несколько десятилетий наводнению. Это обусловило катастрофические последствия для инфраструктуры Квинсленда: в зоне затопления оказалось 75% месторождений, поставлявших коксующийся уголь азиатским заводам, железные дороги тоже находятся под водой. В связи с этим экспортеры объявили форс-мажор по поставкам, и цены резко пошли вверх. По данным отраслевых экспертов, сейчас спотовые цены более чем на 10% превышают базовые (225 долларов за тонну), установленные BHP Billiton для японских потребителей на первый квартал. Они уже вышли на уровень 250 долларов за тонну FOB, но аналитики не исключают их дальнейшего роста — до 300 долларов и выше, как это было при наводнениях в Австралии в 2008 году. А трейдер по стали Stemcor прогнозирует, что нынешнее наводнение может в ближайшие месяцы привести к росту цен на 30%, до 330 долларов за метрическую тонну. Более того, директор Stemcor India Винит Мехра говорит, что нынешнее наводнение хуже, чем в 2008 году, когда на волне сырьевого бума контракты подписывались по цене 365 долларов. “Мы ожидаем серьезных проблем до марта, и эти проблемы будут оказывать давление на спотовый рынок. При настолько высоком курсе австралийского доллара, полагаю, что цена на коксующийся уголь составит 315-350 долларов за тонну CFR в индийских портах”, — прогнозирует Мехра.

Трудно прогнозировать, насколько именно наводнения взвинтят цены на уголь, отмечает Бетани Джордж, аналитик сиднейской фирмы Wood Mackenzie. “Понятно, что они будут расти. Однако есть еще фактор рыночного восприятия — покупатели обеспокоены надежностью поставок, это окажет дополнительное давление и будет играть важную роль в краткосрочном плане”, — говорит Джордж. По словам аналитика, цены на коксующийся уголь низких категорий будут изменяться в соответствии с ценами на угли высшего сорта, однако долгосрочный эффект трудно оценить. “Есть аргументы в пользу любого исхода. В краткосрочном плане, потребители будут стремиться обеспечить надежность поставок, и это будет двигать цены вверх. Однако в более далекой перспективе они могут потребовать возврата к годовым контрактам, чтобы застраховаться от подобной волатильности”, — отмечает Джордж.

И в этой ситуации произошла авария на обогатительной фабрике “Нерюнгринская” холдинговой компании “Якутуголь”, входящей в ОАО “Мечел-Майнинг”. 26 декабря в цехе обогащения произошло обрушение трех из тридцати сгустителей — агрегатов, приспособленных для изготовления концентрата коксующегося угля из “сырого” угля. Жертв нет, но работа цеха обогащения коксующегося угля полностью приостановлена. “Якутуголь” обеспечивает около половины общего объема производства коксующегося угля “Мечела”, большая часть продукции холдинга экспортируется. В частности, около 15% приходится на поставки в Украину. По оценкам инвесткомпании “Тройка Диалог”, речь идет о 750-800 тыс. тонн в год. Разумеется, объем недостаточно большой, чтобы говорить о серьезной угрозе дефицита, но это сокращение поставок на фоне австралийского форс-мажора является дополнительным фактором для дальнейшего роста цен.


ДРУГИЕ НОВОСТИ НА UAS.SU:

Угольный форс-мажор

«Донецксталь» планирует запустить сортопрокатный мини-стан 100 в январе 2011 г.

Стали известны новые собственники "Запорожстали"

Металлургия как паровоз промышленного производства

Повышение тарифов на газ повысит себестоимость производства металлопродукции


СТАТЬИ

ПОПУЛЯРНОЕ

КОНФЕРЕНЦИИ

КНИГИ