Украинская Ассоциация Сталеплавильщиков

Индийский круговорот

21.02.2011 Виталий Шимкович

флаг индии

Индия в ближайшие годы может стать самым быстрорастущим рынком стали в мире, обогнав в относительных и даже абсолютных показателях Китай, где металлургия, по мнению многих экспертов, приобретает более “зрелый” вид.

Как заявил министр металлургической промышленности Индии Бени Прасад Верма, в течение 2011-2015 годов потребление стали в стране будет увеличиваться со средней скоростью более 10% в год.

Пока индийские металлурги не успевают наращивать производство стали достаточно быстро, в результате импорт стальной продукции в страну постепенно возрастает. В 2009 году этот показатель достиг 8,1 млн. тонн, а по итогам 2010 года, судя по всему, превысил отметку 9 млн. тонн. Однако, как заявляет Бени Прасад Верма, это положение скоро изменится благодаря массовому строительству в Индии новых металлургических предприятий. По данным Министерства, администрациями ряда штатов страны подписано с национальными и иностранными компаниями 222 меморандума о взаимопонимании, в которых идет речь о создании мощностей по выплавке 276 млн. тонн стали в год к 2020 году. Общий объем инвестиций превышает 200 млрд. долларов.

Очередной такой меморандум был подписан российской компанией “Северсталь” и ведущей государственной индийской железорудной компанией National Mineral Development Corporation (NMDC). Партнеры планируют построить в штате Карнатака меткомбинат, мощность первой очереди которого составит 2 млн. тонн в год. При этом коксующийся уголь для него предполагается импортировать из России.

Представители “Северстали” сообщают, что подписание договора о создании совместного предприятия с NMDC может состояться уже через несколько месяцев, до трех лет уйдет на получение всех необходимых разрешений и приобретение участка земли. Правда, как заявляет “Северсталь”, проект может быть реализован только в том случае, если под него удастся получить права на разработку какого-либо железорудного месторождения. Предостережение не лишнее: большая часть планируемых металлургических проектов в Индии сосредоточена в штатах Карнатака, Чхаттисгарх, Орисса и Джаркханд, где находятся основные запасы железной руды, причем на каждое значимое месторождение там претендуют по несколько компаний.

Если “Северстали” удастся довести свой план до конца, Россия станет третьей страной после Японии и Кореи, имеющей металлургические предприятия в Индии (если не считать транснациональную группу Arcelor Mittal). Выйти на индийский рынок собирается в ближайшее время и тайванская компания China Steel: ее руководство на прошлой неделе заявило, что заинтересовано в создании совместного предприятия в Индии и ведет переговоры на этот счет с несколькими местными компаниями.

Впрочем, интересы индийских металлургов распространяются не только на внутренний рынок. Ведущая государственная компания SAIL, в январе анонсировавшая проект строительства меткомбината в Индонезии, обнародовала планы создания сталелитейного производства… в Монголии. SAIL и еще четыре индийские компании претендуют на разработку огромного монгольского угольного месторождения Talvan Tolgoi, и проект SAIL, вероятно, нацелен на то, чтобы повысить ценность этой заявки для правительства страны. SAIL обещает вложить в разработку угольных и железорудных месторождений Монголии около 3 млрд. долларов, а также построить сталелитейный завод мощностью 3 млн. тонн в год. Правда, не совсем понятно, кому он будет продавать свою продукцию. Потребление стали в Монголии вряд ли достигает и 100 тыс. тонн в год, а в близлежащих китайских провинциях есть свои металлургические предприятия.

Разделенный рынок

На прошлой неделе рынки плоского и длинномерного проката продолжали двигаться в разных направлениях. Тогда как производители листовой стали продолжали поднимать цены на свою продукцию, рассчитывая на оживление экономики западных стран и Восточной Азии с приближением весны, то арматура в Европе и на Ближнем Востоке оказалась заложницей политических событий.

Беспорядки и выступления, распространившиеся на несколько арабских стран и угрожающие нарушением стабильности всего Ближнего Востока, привели к дальнейшему падению спроса на стальную продукцию. Деловая активность в настоящее время теплится лишь в нескольких странах региона — в частности, в Саудовской Аравии, отчасти — в Турции, ОАЭ и Ираке. Производители, у которых возникли излишки непроданной продукции, правда, еще не паникуют, но некоторые турецкие компании, как сообщается, уже готовы продавать арматуру в Саудовскую Аравию дешевле 650 долларов за тонну CFR, хотя официальный уровень цен на данную продукцию составляет 650-670 долларов за тонну FOB. Стоимость заготовок производства СНГ пока удерживается в границах интервала 610-625 долларов за тонну FOB.

Ближневосточные события привели к удешевлению арматуры и в Европе. Итальянские и испанские компании, для которых Северная Африка была одним из важнейших рынков сбыта, были вынуждены опустить экспортные котировки до 490-500 евро за тонну FOB, однако спрос на их продукцию остается практически нулевым.

Только в Восточной Азии рынок длинномерного проката демонстрирует определенные признаки жизни. В Китае внутренние цены на арматуру превысили отметку 5000 юаней (761 долларов) за тонну с металлобазы, хотя ряд специалистов считают такой подъем не слишком обоснованным и опасаются надувания на национальном рынке стали очередного спекулятивного “пузыря”. Впрочем, повышение цен на длинномерный прокат наблюдается по всему региону: за последние две недели стоимость арматуры увеличилась, в частности, в Японии, Корее и Вьетнаме.

На рынке плоского проката снова в лидеры вышли США. Местные металлургические компании, выждав небольшую паузу, объявили о росте котировок еще на 55 долларов за метрическую тонну. При этом стоимость горячекатаных рулонов должна превысить 950 долларов за тонну EXW. Несмотря на довольно слабый объем продаж, американские специалисты дружно заявляют о грядущем экономическом подъеме в стране. Ажиотаж начинается и на местной фондовой бирже.

Европейские компании все еще выжидают. В принципе, региональные производители стали постепенно поднимают спотовые цены, но котировки на апрель остаются на прежнем уровне. Стоимость горячекатаных рулонов, например, по-прежнему варьирует от 620 евро за тонну EXW на юге континента до 660-670 евро за тонну EXW в Германии и Бенилюксе. Большинство дистрибуторов, пополнив запасы в начале года, ушли с рынка, а реальные потребители еще не подхватили эстафету.

На протяжении месяца практически не меняются внутренние цены в Турции. Котировки на горячий прокат на март-апрель остаются в интервале 810-850 долларов за тонну EXW (без НДС). В то же время российские компании дружно решили взвинтить цены как для ближневосточных, так и для европейских покупателей, доведя горячекатаные рулоны до 810-850 долларов за тонну FOB. Украинские металлурги, у которых в отличие от российских коллег нет прочного тыла на внутреннем рынке, проявляют большую осторожность, предлагая горячий прокат по 750-775 долларов за тонну FOB.

Последние метры перед вершиной

Цены на железную руду в Китае на прошлой неделе так и не преодолели отметки 200 долларов за тонну CIF для индийского 63,5%-ного концентрата, задержавшись на уровне 197-199 долларов за тонну CIF. По словам трейдеров, объемы продаж упали. Многие компании имеют запасы сырья на несколько недель вперед, другие предпочитают покупать руду прямо в китайских портах, где складировано уже более 80 млн. тонн материала.

Судя по всему, пик объема китайских закупок ЖРС пришелся на январь, когда, по данным статистических органов, был зарегистрирован абсолютный рекорд месячного импорта — 69,0 млн. тонн. Как считают специалисты, поддерживать такие масштабы закупок на протяжении сколько-нибудь длительного периода весьма проблематично.

Тем не менее, специалисты все же не считают, что цены на руду достигли пика. Котировки на стальную продукцию в Китае и по всей Восточной Азии идут вверх, так что металлургические компании могут позволить себе больше платить за сырье. Кроме того, пока не снят запрет на экспорт железной руды из индийского штата Карнатака (местные власти подали апелляцию на недавнее решение Верховного Суда), а в штатах Орисса и Чхаттисгарх обсуждается введение аналогичных ограничений.

Дефицит позволяет экспортерам железной руды диктовать свои условия потребителям. В частности, австралийская компания BHP Billiton заявила, что продает 97% руды по спотовым ценам либо по ценам, опирающимся на спотовые индексы. Причем компания усиленно продвигает (в частности, при поставках в Китай) ежемесячные контракты, базирующиеся на значениях спотовых цен в текущем месяце. Стоимость сырья определяется задним числом по итогам месяца. По данным BHP Billiton, в январе компания продавала свою 62%-ную мелочь по 175 долларов за тонну CFR Китай, а по февральским контрактам планирует получать около 180 долларов за тонну CFR.

Источник: УкрРудПром